Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » §31. Различные рабочие лодки
§31. Различные рабочие лодки
В дополнение к материалам о промысловых судах местной постройки, изложенным в предыдущем параграфе, ниже приводятся сведения об отдельных лодках местных типов, по которым могли быть получены данные.
Имеющие значительное распространение на севере зверобойные лодки (фангсботы) применяются не только для своего основного назначения в качестве вспомогательных лодок при зверобойном промысле, но главным образом как разъездные, пассажирские и вспомогательные лодки общего назначения. Фангсботы бывают как гребные, так и моторные с двигателями 6–10 л. с.
Моторные фангсботы отличаются от гребных лишь устройством ахтерштевня, в связи с необходимостью установки дейдвудной трубы и наличием моторного фундамента. Длина фангсботов 6-8 м.
Средний фангсбот имеет размеры: длина наибольшая 6-7 м, ширина 2,0 м, высота борта 0,9 м, осадка (с килем) 0,5 м, грузоподъемность около 2,5 т.
Большой фангсбот, теоретический корпус и очертания штевня которого показаны на рис. 193, имеет наибольшую длину 8,0 м, длину по ГВЛ 7,3 м, наибольшую ширину 2,26 м, ширину по ГВЛ 2,12 м, высоту борта 1,1 м, среднюю осадку 0,5 м, габаритную осадку 0,61 м, надводный борт: наименьший – 0,6 м, в носу – 0,95 м, в корме — 0,82 м, грузоподъемность около 4 т.
В низовьях Волги и на Каспийском море имеет некоторое распространение морская разъездная бударка (рис. 194).
Ее размеры: длина — 7,6 м,
ширина – 1,5 м, высота борта – 0,73 м.
На большинстве рек для целей разъездов на небольшие расстояния и для переправ применяются упрощенные плоскодонные гребные лодки (дощаники, перевозные баркасы, просто лодки).
Одна из таких лодок, относительно большого размера, на 15-18 человек, показана на рис. 195 -196. Длина ее: наибольшая – 7,04 м, по ГВЛ – 6,7 м; ширина наибольшая – 1,5 м, по ГВЛ – 1,4 м; высота борта с брусьями под уключины — 0,55 м; осадка – 0,34 м (в грузу).
Надводный борт: наименьший – 0,2 м, в носу 0,28 м и в корме– 0,24 м. Грузоподъемность лодки до 2 m, при собственном весе около 300 кг.
Ходовые и особенно мореходные качества такой лодки не высоки, но они окупаются простотой и дешевизной постройки, и возможностью построить лодку из местных недефицитных материалов.
На рис. 197 изображен теоретический чертеж речной разъездной, вспомогательной и прогулочной (для массовых прокатных лодочных станций) лодки – настоящего «фофана», 1 для двух гребцов с парными веслами. Наибольшая длина лодки L-4,48 м, длина по ГВЛ – 3,88 м, наибольшая ширина В — 1,43 м, ширина по ГВЛ – 1,20 м. Высота борта посредине длины — 0,47 м.
Надводный борт: наименьший — 0,29 м, в носу-0,52 м, в корме – 0,39 м. Обращают на себя внимание малая величина L : В… 3,1 и значительная седловатость линии борта. Одновременно с хорошими ходовыми качествами эта лодка обладает высокой остойчивостью и безопасностью для плавания даже при мало опытных гребцах.
Пироги кэну (canoe) в настоящее время применяются преимущественно для туризма, как охотничьи лодки и лодки для спортивного рыболовства. Однако они не потеряли своего значения как транспортные лодки для экспедиций в малонаселенные местности на севере и т. д.
Пироги, обводы и конструкции которых были созданы коренными жителями Северной Америки индейцами, имеют длину 4-7 м (иногда и более). Характерным для них является: высокие изогнутые штевни; выпуклые, с завалом в верхней части, борта; острые, вогнутые в оконечностях, ватерлинии. Общий вид одной из пирог показан на рис. 198. Конструкция пироги чрезвычайно легка. Гнутые тонкие шпангоуты расположены на весьма малых расстояниях. Обшивка настоящих пирог делалась из целого куска коры, снятой с большого дерева. Современные пироги обшиваются тонкой однослойной фанерой. На пирогах гребут короткими однолопастными веслами-гребками без уключин, сидя лицом к направлению движения пироги.
Пироги отличаются высокими ходовыми качествами, маневренностью, остойчивостью и хорошей всхожестью на волну. Эти качества в сочетании с легкостью и относительной грузоподъемностью делают пироги весьма пригодными на порожистых реках и на реках, имеющих участки, где неизбежен обход препятствий по берегу. Ниже приводятся данные о двух типах пирог.
Пирога с обшивкой из коры. Длина наибольшая – 5,8 м. Длина внутри, между концами внутренних привальных брусьев – 4,85 м, ширина внутри — 0,76 м. Шпангоуты сечением 12х12 мм расположены через 95 мм. Привальный брус сечением 38х38 мм с уменьшающимся к оконечности сечением до 38х20 мм.
Современная пирога. Длина наибольшая – 4,88 м, ширина – 0,79 м, высота борта посредине длины – 0,32 м, в оконечностях -0,46 м. Вес пироги около 30 кг. Набор из дуба или ясеня. Штевни сечением 20х20 мм, гнутые; внутренний киль 88х10; привальные брусья 22 х12; буртики 12х12. Наружный киль 25×12; бимсы 3010; обшивка однослойная кедровая или сосновая фанера толщиной 3,2 мм. Шпангоуты из кедра шириной 40 мм и толщиной 3,2 мм, расстояние между кромками соседних шпангоутов около 10 мм. Крепления тонкими, диаметром около 1,5 мм, медными заклепками.
Если вас заинтересовал любой из проектов вы можете заказать подготовку чертежей.
Справочник по мелким судам
Емельянов Ю.В. Крысов Н.А. 1950г.
Оглавление
§1. Определение понятия «Мелкое судно»
§2. Классификация мелких судов.
Глава I. Корабельные шлюпки.
§ 3. Основное назначение шлюпок.
§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок
§5. Обводы парусно-гребных шлюпок
Глава III. Шлюпки береговых спасательных станций.
§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций
Глава IV. Спортивно-гребные шлюпки
§16. Общая характеристика и элементы
§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. А. Шлюпки типа ОСВОД
§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.
§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.
Глава V. Спортивные парусные суда
§20. Виды парусного вооружения.
§22. Особенности парусных судов и их классификация.
§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов
Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.
Глава VIII. Разъездные катера
Подпишись на новости сайта!
современная столярка без фрезера ЧПУ - уже не вариант, особенно судовая. Время очень дорого стоит, особенно если строишь на арендованных…
Ценители красивых быстрых лодок обязательно найдутся!)
Приветствую!Интересуюсь байдарками
Почему не красиво? Нормальная лодка.Не строит только ни кто, взможно из уважения к Бьерну Томассону, поэтому и фото других нет.
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » §31. Различные рабочие лодки
Совершенно с вами согласен. И ЧПУ фрезер и вакуумный пресс имеется. Надо просто добавить в список оборудования, займусь на днях