§31. Различные рабочие лодки - Каноэ каяк лодка

•рабочие лодки•

Глава VI

§31. Различные рабочие лодки

В дополнение к материалам о промысловых судах местной постройки, изложенным в предыдущем параграфе, ниже приводятся сведения об отдельных лодках местных типов, по которым могли быть получены данные.

Имеющие значительное распространение на севере зверобойные лодки (фангсботы) применяются не только для своего основного назначения в качестве вспомогательных лодок при зверобойном промысле, но главным образом как разъездные, пассажирские и вспомогательные лодки общего назначения. Фангсботы бывают как гребные, так и моторные с двигателями 6–10 л. с.

Моторные фангсботы отличаются от гребных лишь устройством ахтерштевня, в связи с необходимостью установки дейдвудной трубы и наличием моторного фундамента. Длина фангсботов 6-8 м.

Средний фангсбот имеет размеры: длина наибольшая 6-7 м, ширина 2,0 м, высота борта 0,9 м, осадка (с килем) 0,5 м, грузоподъемность около 2,5 т.

Большой фангсбот, теоретический корпус и очертания штевня которого показаны на рис. 193, имеет наибольшую длину 8,0 м, длину по ГВЛ 7,3 м, наибольшую ширину 2,26 м, ширину по ГВЛ 2,12 м, высоту борта 1,1 м, среднюю осадку 0,5 м, габаритную осадку 0,61 м, надводный борт: наименьший – 0,6 м, в носу – 0,95 м, в корме — 0,82 м, грузоподъемность около 4 т.

Зверобойная лодка
Зверобойная лодка

В низовьях Волги и на Каспийском море имеет некоторое распространение морская разъездная бударка (рис. 194).

Ее размеры: длина — 7,6 м,

ширина – 1,5 м, высота борта – 0,73 м.

Морская разъездная бударка
Морская разъездная бударка

На большинстве рек для целей разъездов на небольшие расстояния и для переправ применяются упрощенные плоскодонные гребные лодки (дощаники, перевозные баркасы, просто лодки).

Одна из таких лодок, относительно большого размера, на 15-18 человек, показана на рис. 195 -196. Длина ее: наибольшая – 7,04 м, по ГВЛ – 6,7 м; ширина наибольшая – 1,5 м, по ГВЛ – 1,4 м; высота борта с брусьями под уключины — 0,55 м; осадка – 0,34 м (в грузу).

Надводный борт: наименьший – 0,2 м, в носу 0,28 м и в корме– 0,24 м. Грузоподъемность лодки до 2 m, при собственном весе около 300 кг.

Ходовые и особенно мореходные качества такой лодки не высоки, но они окупаются простотой и дешевизной постройки, и возможностью построить лодку из местных недефицитных материалов.

Упрощенная плоскодонная рабочая лодка
Упрощенная плоскодонная рабочая лодка

На рис. 197 изображен теоретический чертеж речной разъездной, вспомогательной и прогулочной (для массовых прокатных лодочных станций) лодки – настоящего «фофана», 1 для двух гребцов с парными веслами. Наибольшая длина лодки L-4,48 м, длина по ГВЛ – 3,88 м, наибольшая ширина В — 1,43 м, ширина по ГВЛ – 1,20 м. Высота борта посредине длины — 0,47 м.

Надводный борт: наименьший — 0,29 м, в носу-0,52 м, в корме – 0,39 м. Обращают на себя внимание малая величина L : В… 3,1 и значительная седловатость линии борта.  Одновременно с хорошими ходовыми качествами эта лодка обладает высокой остойчивостью и безопасностью для плавания даже при мало опытных гребцах.

рабочие лодки
Разъездная речная лодка фофан. Теоретический чертеж

Пироги кэну (canoe) в настоящее время применяются преимущественно для туризма, как охотничьи лодки и лодки для спортивного рыболовства. Однако они не потеряли своего значения как транспортные лодки для экспедиций в малонаселенные местности на севере и т. д.

Пироги, обводы и конструкции которых были созданы коренными жителями Северной Америки индейцами, имеют длину 4-7 м (иногда и более). Характерным для них является: высокие изогнутые штевни; выпуклые, с завалом в верхней части, борта; острые, вогнутые в оконечностях, ватерлинии. Общий вид одной из пирог показан на рис. 198. Конструкция пироги чрезвычайно легка. Гнутые тонкие шпангоуты расположены на весьма малых расстояниях. Обшивка настоящих пирог делалась из целого куска коры, снятой с большого дерева. Современные пироги обшиваются тонкой однослойной фанерой. На пирогах гребут короткими однолопастными веслами-гребками без уключин, сидя лицом к направлению движения пироги.

Пироги отличаются высокими ходовыми качествами, маневренностью, остойчивостью и хорошей всхожестью на волну. Эти качества в сочетании с легкостью и относительной грузоподъемностью делают пироги весьма пригодными на порожистых реках и на реках, имеющих участки, где неизбежен обход препятствий по берегу. Ниже приводятся данные о двух типах пирог.

Пирога с обшивкой из коры. Длина наибольшая – 5,8 м. Длина внутри, между концами внутренних привальных брусьев – 4,85 м, ширина внутри — 0,76 м. Шпангоуты сечением 12х12 мм расположены через 95 мм. Привальный брус сечением 38х38 мм с уменьшающимся к оконечности сечением до 38х20 мм.

Современная пирога. Длина наибольшая – 4,88 м, ширина – 0,79 м, высота борта посредине длины – 0,32 м, в оконечностях -0,46 м. Вес пироги около 30 кг. Набор из дуба или ясеня. Штевни сечением 20х20 мм, гнутые; внутренний киль 88х10; привальные брусья 22 х12; буртики 12х12. Наружный киль 25×12; бимсы 3010; обшивка однослойная кедровая или сосновая фанера толщиной 3,2 мм. Шпангоуты из кедра шириной 40 мм и толщиной 3,2 мм, расстояние между кромками соседних шпангоутов около 10 мм. Крепления тонкими, диаметром около 1,5 мм, медными заклепками.

Если вас заинтересовал любой из проектов вы можете заказать подготовку чертежей. 

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

Верфь деревянного судостроения ЛОГО
“Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.” — Антуан де Сент-Экзюпери

Подпишись на новости сайта!

Популярные записи

Популярная страница

Последние сообщения на форуме

poojyloo
Сапборд "Таис"Сняты фаски на бортах, вышкурен, несколько раз шпатлевал акрилом и … Читать далее
Игорь Важинский
Парусно-гребная лодкаКак говорили Станки:"Зима близко". Может с приходом холо … Читать далее
Антон Супонин
Nordkapp из рейкиБольшое спасибо за этот индивидуальный проект! Обводы переделывали … Читать далее
Kurbanov
Маленькая лодка для рыбалки Аргаз …Не большой обзор/отзыв на приобретённую рыболовную лодку модели Ар … Читать далее
Олег
Видео ссылки на тему строительств …https://www.youtube.com/watch?v=uCbDsm1bGZg Читать далее
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ
  1. Сергей Пинаев
  2. современная столярка без фрезера ЧПУ - уже не вариант, особенно судовая. Время очень дорого стоит, особенно если строишь на арендованных…

  3. Chesnokun
  4. Сергей Пинаев

Статистика

  • 2
  • 54

Интересные страницы

Поделиться

подпишись на новости сайта