§22. Особенности парусных судов и их классификация. - Каноэ каяк лодка

•Особенности парусных судов и их классификация.•

Глава V

Спортивные парусные суда

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

Современная парусная яхта идет хорошо, даже если курс ее составляет 30 – 32° с направлением ветра (крутой бейдевинд), между тем как старые парусники с трудом ходили против ветра при угле 60°. Это достигается, главным образом, за счет килеватости, создающей для яхт возможность лавировать круто к ветру при малом дрейфе, благодаря получающемуся при этом большому боковому сопротивлению подводной части. В тоже время большая килеватость требует большой глубины в водоемах, используемых для плавания.

Выход из этого положения заключается в установке съемных килей (требующей, однако, значительного времени) и в устройстве шверцев или килей, спускаемых за борт судна. Особенное распространение получило устройство выдвижных или опускных килей. Опускной киль дает возможность ходить на мелководье, когда он поднят, под веслами или при уменьшенной парусности, и в то же время, будучи он выдвинут, значительно увеличивает боковое сопротивление, позволяя использовать полную парусность и встречные ветры. Но выдвижной киль нарушает плавность обводов подводной части судна и поэтому уменьшает ход судна, по сравнению с парусным судном, имеющим нормальные яхтенные обводы. Кроме того, судно с выдвижным килем (швертбот) имеет более низкие, чем у килевых яхт, мореходные качества, поэтому применяется почти исключительно на реках, малых озерах и т. п. водоемах, где нет сильного волнения; в остальных же случаях плавание на швертботе допустимо только при условии сравнительно хорошей погоды.

Таким образом парусно-спортивные суда можно разделить на две основные группы: яхты-швертботы и килевые яхты. Последнюю группу можно разделить на четыре подгруппы: туристские яхты, яхты для внутренних вод, морские крейсерские яхты и гоночные яхты. Крейсерские и гоночные яхты имеют значительно большую осадку и более острые обводы по сравнению с яхтами других групп.

Морские крейсерские яхты предназначаются как для гонок на ограниченные дистанции, так и для дальних плаваний и должны обладать соответственной мореходностью. В то же время они как гоночные (спортивные) яхты должны обладать достаточной скоростью.

Иногда мореходные крейсерские яхты проектируются исключительно для туристских плаваний на большие расстояния (по морю). В этих случаях требования, связанные с участием в гонках, не учитываются. На таких яхтах нередко ставятся двигатели значительной мощности, обеспечивающие скорость хода 8-10 узлов. Такие яхты называются моторно-парусными и относятся к группе туристских яхт.

Как на морских крейсерских, так и на крейсерских яхтах для внутренних вод (каютные яхты), в отличие от специально гоночных, команде и пассажирам должны быть обеспечены достаточные бытовые удобства.

На гоночных же яхтах все устройство и оборудование приспособлено для получения максимальной скорости при соревнованиях, поэтому бытовые удобства, определяемые только требованиями спортивной классификации парусных судов предельно малы и не имеют большого влияния на общее расположение и конструкцию гоночных яхт.

Глубина водоемов и другие условия также находят отражение в типах яхт. Поэтому можно различать яхты для внутренних водных путей, яхты для плавания у морских побережий и яхты для открытого моря.

Промежуточным типом яхты является компромисс-яхта с постоянным балластным килем умеренного веса, дополняемым выдвижным килем как у швертбота. Назначение этого типа – плавание на переменных глубинах (мелководье, озера, морское побережье). Вооружение обычно шлюп или иол. При относительно небольшой осадке без опускного киля эти яхты могут иметь в

Водоизмещение до 40 т и вмещать до 20 и более человек. От швертботов компромиссы отличаются также большим отношением L: B.

Проведение общей строгой классификации парусно-спортивных судов является задачей весьма трудной. Разнообразные гидрографические и климатические условия приводят к созданию множества типов, число которых еще многократно увеличивается, благодаря наличию смешанных типов, доступности того или иного материала, необходимости учитывать особые требования и пожелания заказчика; имеют значение также местная производственная практика, влияние социально-бытовых условий и т.д.

Основы спортивной классификации парусных судов заключаются в ведении определенных ограничительных условий для отдельных элементов судов, или в разделении судов на группы, в зависимости от величины условных гоночных баллов, определяемых при помощи различных формул, учитывающих размерения корпуса, парусности и т.д. или, наконец, в выделении в отдельный класс судов, строящихся по единым, утвержденным спортивной организацией, чертежам и правилам (суда монотипы).

Естественно, что такая классификация, будучи условной, связанной в отдельных случаях с местными традициями и т. д., не может служить основанием к общей классификации парусных судов.

Поэтому в дальнейшем даются основные положения из действующей в СССР классификации спортивных парусных судов, правил их постройки, а также краткое описание основных типов с указанием принципиальных отличий между ними с приведением основных элементов и характеристик ряда выполненных судов.

При составлении последней части, наряду с данными о яхтах отечественной постройки, использованы и иностранные материалы, сознательное обобщение некоторых может дать полезные сведения для дальнейшей разработки типов современных яхт.

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

подпишись на новости сайта

банер каяк