§36. Описание некоторых типов разъездных катеров .

•разъездные катера•

Глава VIII

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров

А. Открытые катера

Спортивно-разъездной катер (рис. 211, табл. 63-21). Типичный небольшой быстроходный катер для двигателей 50-175 л. с. и скоростей 20-40 узлов. Обводы V-образные с малой килеватостью. Двигатель расположен в корме с весьма большим углом наклона оси коленчатого вала к горизонту (не менее 14-15°) и непосредственно соединен с гребным валом без угловой передачи или редуктора. Обшивка вгладь на пазовых рейках. Шпангоуты только вытесанные. В кормовой части (за моторным люком) обшивка борта плавно переходит в палубу без буртика и планширя.

Открытый спортивно-разъездной катер
Открытый спортивно-разъездной катер

Малый открытый разъездной катер-такси (рис. 212,213*-216 *, табл. 63-6). Катер представляет собой результат последовательного развития конструкции, разработанной советскими специалистами в 1938 г.

Обводы катера обеспечивают ему высокое гидродинамическое качество и маневренность. На полном ходу катер имеет лишь весьма небольшой дифферент на корму за счет отогнутого вниз кормового участка днища. Значительный развал носовых шпангоутов и правильное положение катера на ходу повышают его мореходность и допускают плавание при состоянии моря до 2-3 баллов, особенно на волне большой длины. При ходе по коротким волнам катер испытывает значительные удары волн о днище. На катере установлен бензиновый двигатель грузовой автомашины ГАЗ-51, конвертированный для судовой службы. Катер допускает установку двигателя мощностью от 40 до 100 л. с., весом до 350 кг.

Высокие ходовые качества позволяют использовать этот катер для спортивных целей. Катера рассматриваемого типа применяются, так же как пассажирские (такси), на побережье Черного моря и на некоторых реках.

Малый разъездной катер-такси. Общий вид
Малый разъездной катер-такси. Общий вид

Открытый V-образный катер (рис. 217, табл. 63-10) типа, распространенного в скандинавских странах. Высокое ветровое стекло и фальшборт несколько повышают мореходные качества этих катеров. Удобство доступа к двигателю из кокпита достигается устройством люка над двигателем, сдвигающегося вперед вместе с ветровым стеклом. Длина таких катеров 5-9 м. Скорости средние 15-20 узлов. Для больших скоростей целесообразнее расположение, показанное на рис. 204.

Открытый V-образный катер длиной 6,5 м общий вид
Открытый V-образный катер длиной 6,5 м общий вид

Открытый речной V-образный катер НКЛ-27 (рис. 219-220 , табл. 63-11) является развитием одного из первых малых быстроходных катеров отечественной постройки, созданного (в 1934 г.) на основе использования на катерах легких двигателей советских автомашин. Катера НКЛ-27 строились серийно в течение ряда лет и сыграли большую роль в росте техники отечественного катеростроения. В настоящее время этот тип катера несколько устарел. Основным недостатком его следует считать невысокую мореходность, однако в речных условиях он успешно применялся для служебных разъездов во многих районах СССР, чему способствовала простота конструкции и удобство эксплуатации катера, не требовавшего для ремонта ни дефицитных материалов, ни специального оборудования.

Набор катера поперечный. Киль сечением 30х100 мм и скуловые стрингеры 45 50 мм из ясеня. Остальной набор из сосны. Обшивка сосновая на пазовых рейках-на бортах толщиной 10 мм с рейками 30х10, на днище 12 мм с рейками 30х12. Палуба из фанеры 5 мм. Вес необорудованного корпуса – 400 кг.

Двигатель автомобильный ГАЗ ММ, прошедший конверсию для судовой службы.

Речной V-образный катер НКЛ-27
Речной V-образный катер НКЛ-27
Теоретический чертеж НКЛ-27
Теоретический чертеж НКЛ-27

Открытый речной катер (рис. 218, табл. 63 16). Разъездной катер «автомобильного» типа для умеренных скоростей (до 16 узлов) при двигателе 35 л. с., вес которого не должен превосходить 350 кг. Корпус стальной с сосновой палубой, отделка из красного дерева.

Обшивка толщиной 1,75-2,5 мм, шпангоуты из угольника 30х25х3, шпация 400 мм. По борту положен угольник 40х35х3, бимсы из угольника 40х30х3. Киль из полосы 45х8.

Справочник по мелким судам
Открытый речной катер длиной 7,5 м. Общий вид

Речной V-образный катер (рис. 221, 222*, 223-224 , табл. 63-32). Катер отличается весьма простой конструкцией и значительной прочностью, что позволяет успешно эксплуатировать его в трудных условиях. Ходовые качества его вполне удовлетворительны, учитывая, что устанавливавшийся на нем двигатель грузовой автомашины ЗИС-5 относительно тяжел. В настоящее время на катере устанавливается двигатель ЗИС-120 С Р (судовая конверсия нового двигателя грузовой автомашины ЗИС-150). Катер строится как открытым, так и в виде лимузина. Набор катера аналогичен изображенному на рис. 247.

Речной V-образный катер длиной 10 м
Речной V-образный катер длиной 10 м
Типов разъездных катеров
Речной V-образный катер длиной 10 м. Конструктивный мидель
Глиссер с воздушным винтом А-10
Глиссер с воздушным винтом А-10

Разъездной глиссер с воздушным винтом НКЛ-5 (рис. 225*, табл. 63-9) предназначается для разъездов и почтовых перевозок по рекам c малыми глубинами и засоренным фарватерром. На глиссере установлен авиамотор М-11 с воздушным охлаждением, мощность 100 л. с.

Мореходность глиссера не высока, так как при глиссировании по взволнованной поверхности удары волн о днище весьма сильны.

Речной служебный катер-лимузин (рис. 235 237, табл. 63-31). На катере установлен двигатель автомашины ЗИС-5. Спинки диванов в каюте поднимаются, образуя подвесные койки. Архитектура катера несколько тяжела.

Речной служебный катер-лимузин. Общий вид
Речной служебный катер-лимузин. Общий вид
Речной служебный катер-лимузин. Теоретический чертеж
Речной служебный катер-лимузин. Теоретический чертеж

Озерный быстроходный катер-лимузин (рис. 238, табл. 63-34) для продолжительных рейсов. Два сиденья и стол на правом борту образуют двуспальную койку. Носовой кокпит, само отливной. Двигатели расположены наклонно под большим углом к горизонту и соединены непосредственно с гребными валами. Обводы V-образные.

Озерный быстроходный катер-лимузин. Общий вид
Озерный быстроходный катер-лимузин. Общий вид

Речной и озерный катер-лимузин с полутоннельной кормой (рис. 239, табл. 63-37) имеет необычные очертания в плане и лыжные обводы в носу, позволяющие ему приставать к отмелям берегам.

Речной и озерный катер-лимузин
Речной и озерный катер-лимузин

Средний разъездной катер (рис. 240, 241*…243*, табл. 63-29) является примером многоцелевого катера (см. далее рис. 259, 276 и 288*).

При разработке теоретического чертежа этого катера были использованы материалы по испытаниям и эксплуатации малых разъездных катеров (рис. 213*), причем изменения обводов имели целью уменьшить силу удара волн о днище.

В приводимом варианте катер предназначается для дневных рейсов и две койки в носовом отсеке служат лишь для отдыха команды, однако расположение в пассажирской каюте может быть изменено с установкой двух диванов – двухъярусных коек. Имеется вариант катера с обшивкой из текстолита.

Средний разъездной катер
Средний разъездной катер

Конструктивный мидель текстолитового катера показан на рис. 243* Средний разъездной катер с полубаком (рис. 244, 245, табл. 63-30) представляет собой модификацию среднего разъездного катера, описанного выше, в направлении замены материала корпуса из дерева и фанеры на сталь, замены бензиновых двигателей дизелем и некоторого повышения мореходных качеств за счет устройства полубака.

Средний разъездной катер с полубаком
Средний разъездной катер с полубаком
Средний разъездной катер с полубаком, конструктивный мидель-шпангоут
Средний разъездной катер с полубаком, конструктивный мидель-шпангоут

Катер может быть использован как корабельный разъездной. Рейдовый разъездной катер с каютой (рис.246, табл. 63-35) имеет развитую надстройку, служащую и каютой, и рубкой. Носовая каюта с двумя койками имеет высоту около 1,6 м. Средняя каюта (в надстройке) имеет высоту 1,88 м.

Рейдовый катер длиной 10,67м
Рейдовый катер длиной 10,67м

Мореходный разъездной катер (табл. 63-38) имеет своеобразную конструкцию набора, показанную на рис. 247.

Набор мореходного V-образного катера
Набор мореходного V-образного катера

Наклонные пазовые рейки и соответственно наклонные пояса обшивки позволяют сократить число стыков и, главное, весьма уменьшить серповидность поясов в носу, где шпангоуты имеют значительный развал.

Необычны, но целесообразны для катеров с повышенной мореходностью кормовые обводы где борт, в отличие от общепринятой практики, имеет развал до планширя. Рейдовый разъездной катер с полубаком и каютой (рис. 248*-251*, табл. 63-45). Выпускался серийно. Предназначался для работы в морских портах.

Мореходный разъездной и туристский катер (рис. 252, 253*257*, табл. 63-48) является дальнейшим развитием типа катеров, показанных на рис. 248

Мореходный разъездной катер длиной 15,75 м
Мореходный разъездной катер длиной 15,75 м

В конструкции этого катера должно быть особо отмечено широкое применение клееных конструкций из короткомерного леса и использование в качестве главных двигателей отечественных транспортных дизелей Д6, конвертированных в судовые (тип ЗД6, см. далее стр. 338) или дизелей 2СДП 16,5/20 при использовании катера для туризма.

Дизельный мореходный катер (рис. 258, табл. 64-28) относится к числу катеров, близких по типу и назначению к морским моторным яхтам.

Необходимо отметить весьма целесообразное использование всей длины катера под пассажирские или обслуживающие помещения. Высота пассажирских помещений 1,93 м. Обводы катера, комбинированные: округлые в носу и остроскулые в корме. Моторное отделение расположено под полом кают-компании (средней надстройки) и звук изолировано.

Дизельный мореходный катер длиной 18,3 м
Дизельный мореходный катер длиной 18,3 м

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

Верфь деревянного судостроения ЛОГО
“Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.” — Антуан де Сент-Экзюпери

Подписаться на канал

Популярные записи

Подпишись на новости сайта!

Популярная страница

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ
  1. Даниил Андреев
  2. 2001photo
  3. Даниил Андреев
  4. Антон Супонин
  5. Здорово!Это лучшее что может быть для активного отдыха на воде.НО, следует создать логическое продолжение данного проекта - удлинение на двух…

Последние сообщения на форуме

Даниил Андреев
Маленькая лодка для рыбалки Аргаз …склейка бортов "аргази 3". склейка производится с пом … Читать далее
Сергей Пинаев
Nordkapp из рейкиНе вижу на фото кондукторы под штевни. Про них не забыли? Читать далее

Статистика

  • 3
  • 182

Интересные страницы

Поделиться

подпишись на новости сайта