Корабельные шлюпки. § 3. Основное назначение шлюпок

•корабельные шлюпки•

Глава I

§3. Основное назначение шлюпок

Корабельные шлюпки делятся на две основные группы: парусно-гребные и моторные, причем корабельные моторные шлюпки и катера не имеют каких-либо существенных специфических отличий от малых моторных судов, применяемых для других целей, и поэтому рассматриваются в соответствующих главах раздела второго «Моторные суда»

Парусно-гребные шлюпки ранее применялись для доставки продовольствия, воды, топлива, материалов и перевозки людей. Теперь эти виды службы значительно сократились и корабельные парусно-гребные шлюпки используются главным образом для тренировки личного состава флота, для службы связи при стоянках и для разных вспомогательных целей, например, завозки якорей, спасательных операций и проч.

Корабельные парусно-гребные шлюпки строятся почти исключительно из дерева, так как этот материал является наиболее удобным в эксплуатации применительно к данному назначению, в частности из-за простоты ремонта.

§4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок. 

По характеру использования, размерам и количеству команды шлюпки подразделяются на следующие основные типы:

  1. Двухвесельная скорлупная шлюпка (тузик), являющаяся рассыльной, рабочей и спасательной шлюпкой для катеров и других малых судов. Шлюпка не имеет парусного вооружения и отличается большой прочностью при малом весе.
  2. Двухвесельный ял (тузик), являющийся корабельной рабочей и спасательной шлюпкой малых размеров; эта шлюпка не имеет парусного вооружения.
  3. Двухвесельный ял, являющийся мореходной рассыльной и отчасти спасательной шлюпкой на малых кораблях, имеющих незначительное количество команды; этот тип шлюпки не имеет парусного вооружения.
  4. Четырехвесельный ял, являющийся мореходной рассыльной, спасательной и учебной шлюпкой для легких кораблей; эта шлюпка имеет парусное вооружение, состоящее из одной мачты и двух парусов: кливера и фока.
  5. Шестивесельный ял, являющийся наиболее употребительной, весьма мореходной рабочей, учебной и спортивной шлюпкой для крупных и легких кораблей; эта шлюпка имеет такое же парусное вооружение, как и четырехвесельный ял.
  6. Шестивесельный вельбот, являющийся мореходной спасательной шлюпкой, используемой также в качестве рассыльной, учебной и спортивной шлюпки.
  7. Десяти весельный рабочий катер, предназначаемый для тех же целей, что и указанный ниже 12-весельный рабочий катер, но благодаря меньшим размерам применяющийся более широко.
  8. 12- и 14-весельные легкие катера, являющиеся посыльными, отчасти спасательными и учебными шлюпками, имеющими хорошие мореходные качества и хорошее управление; парусное вооружение состоит из двух мачт (грот и фок) и парусов: кливера, фока и грота.
  9. 12-весельный рабочий катер, являющийся большой рабочей весьма мореходной шлюпкой, применяемой на больших кораблях; парусное вооружение состоит из двух мачт (фок и грот) и парусов: кливера, фока и грота.
  10. 16- и 20-весельные баркасы, являющиеся весьма грузоподъемными рабочими шлюпками, пригодными и для учебных целей. Парусное вооружение их состоит из двух мачт (фок и грот) и парусов: кливера, фока и грота.

Основные элементы перечисленных выше шлюпок приведены в табл. 1.

Описываемые корабельные шлюпки, за исключением скорлупой шлюпки, являются результатом модернизации шлюпок, приведенных в устаревшем атласе Кишкина, которым часто пользовались до последнего времени.

По сравнению с чертежами, помещенными в этом атласе, новые шлюпки спроектированы со следующими изменениями:

  1. Обводы оконечностей получили более острую форму.
  2. Конструктивные детали были упрощены.
  3. Размеры переведены в метрические и согласованы со стандартами на материалы.
  4. Рейковое парусное вооружение (разрезной фок) заменено люгерным на всех шлюпках, кроме 10-весельного рабочего катера.

Приводимые ниже шлюпки были проверены в постройке и получили положительную оценку. Тем не менее бесспорно целесообразной является их дальнейшая модернизация в направлении перехода – по крайней мере, для некоторых типов- на более современные виды парусного вооружения (гафельное, бермудское), добавления опускных килей, применение малых, вспомогательных двигателей, введения новых, более целесообразных элементов конструкций, новых материалов и т. п.

При этом следует иметь в виду, что модернизация столь устоявшихся и прошедших проверку временем конструкций, как корабельные шлюпки, должна основываться на практически проверенных положениях, тщательно экспериментировать и вводиться лишь после натурных испытаний модернизированных шлюпок.

Корабельные шлюпки
Основные элементы корабельных шлюпок

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

Приглашаем

Мастеров и любителей на работу в нашу мастерскую. 8-931-293-18-00

Верфь деревянного судостроения ЛОГО
“Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.” — Антуан де Сент-Экзюпери

Подписаться на канал

Популярные записи

Подпишись на новости сайта!

Популярная страница

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ

Последние сообщения на форуме

Сергей Пинаев
Парусное каноэ с аутригеромШпангоуты нужно поставить, со шпацией 700 мм. Труба с водой пит … Читать далее
Антон Супонин
Nordkapp из рейкиВклеен привод скега, вклеены упоры для подвеса спинки, подготовлен … Читать далее
vonchanhi
Рейка: порода, текстура, длина.Цитата: Сергей Пинаев от 28.05.2024, 07:57 Приветствую! И сосн … Читать далее
Сергей Пинаев
Парусник SpartinaОсадка 190 мм при общем весе корпуса, такелажа и экипажа 600 кг. … Читать далее
  1. Сергей Пинаев
  2. Игорь Расчётин
  3. Сергей Пинаев
  4. Iskander

Статистика

  • 13
  • 217

Интересные страницы

Поделиться

подпишись на новости сайта