§14. Шлюпки береговых спасательных станций .

•Шлюпки береговых спасательных станций•

Глава III

§14. Шлюпки береговых спасательных станций

Общая характеристика

Назначение шлюпок береговых спасательных станций- подача помощи терпящим бедствие судам, охрана жизни людей, работающих и отдыхающих на воде, организация помощи населению при наводнениях, разливах, паводках и т. д.

В настоящее время в СССР это дело находится в ведении соответствующих служб при управлениях портов (на море) или при пароходствах (на реках и озерах), а в некоторых случаях в ведении органов речной милиции или хозяйственных организаций, располагающих некоторым числом спасательных станций и постов, имеющих спасательные суда и помимо своих основных задач, ведущих также подготовку населения к борьбе с водной стихией.

Суда спасательной службы, ввиду их ответственного назначении, должны обладать очень высокой степенью безопасности и в то же время быть весьма мореходными при любой погоде, иметь прочную конструкцию и быть достаточно легкими для удобства спуска на воду, вытаскивания из воды и для управления. Отсюда вытекает необходимость постройки специальных шлюпок, которые, кроме удовлетворения поименованным выше требованиям, должны иметь специфические особенности в зависимости от района плавания (морское, прибрежное, озера, реки).

Типы шлюпок, применяемых для спасательной службы, весьма разнообразны и, в значительной степени, определяются характером шлюпок местных типов, распространенных в том или другом районе.

В табл. 25 и далее приводятся данные о некоторых из этих шлюпок.

Таб. 25 Основные элементы шлюпок береговых спасательных станций
Таб. 25 Основные элементы шлюпок береговых спасательных станций

Большинство шлюпок береговых спасательных станций снабжаются воздушными ящиками, пробковыми кранцами или иными устройствами и приспособлениями, гарантирующими известный запас плавучести даже в затопленном состоянии. Все шлюпки снабжены спасательным линем, обведенным по бортам.

Подножные бруски (упорки для ног) на спасательных шлюпках устанавливаются обычно с обеих сторон банок для гребцов, так чтобы последние, пересаживаясь или поворачиваясь, могли грести в обоих направлениях.

В качестве материала для постройки спасательных шлюпок используется почти исключительно дерево. На некоторых типах шлюпок береговых спасательных станций устанавливается парусное вооружение.

На береговых спасательных станциях, особенно на морских побережьях, могут также использоваться стандартные спасательные шлюпки (по ГОСТ 2243-43 и др.) однако особенности условий работы шлюпок береговых спасательных станций при сильном волнении у берегов, настоятельно требуют создания специальных шлюпок для этих целей.

Спасательный вельбот. Этот тип судна предназначается для обслуживания морского побережья и имеет обводы так называемых прибойных шлюпок, приспособленных для легкого спуска, отхода и возвращения сквозь прибой. Конструкция вельбота легка и проста в изготовлении. Конструкция обшивки предусмотрена в трех вариантах: диагональная, внакрой и на пазовых рейках. Этот тип шлюпок   исто гребной, но иногда снабжается мотором (10–20 л. с.) и парусами, что требует, однако, специальных приспособлений.

Запас плавучести осуществляется кормовым и носовым воздушными ящиками, и пробковыми кранцами, а иногда также внутренними бортовыми воздушными ящиками (последние не рекомендуются к установке, так как стесняют работу гребцов). Для управления служит рулевое весло.

Общий состав экипажа 7-8 человек.

Вельбот перевозится и спускается при помощи легкой разборной тележки или по каткам.

На рис. 86″ показаны конструкция корпуса и теоретический чертеж вельбота, очертание штевней и сетка для разбивки на плазе с таблицей ординат.

Спасательный вельбот
Спасательный вельбот

Спасательная шлюпка озерная.

Это тип шлюпки применяется для спасания на озерах, заливах, в устьях больших рек. Шлюпка может строиться только как гребная (на двух гребцов и более) или как парусная, для чего ставится выдвижной киль из 5- миллиметрового листового железа, вращаемый на болте 20 мм и имеющий для подъема шарнирную тягу из полос.

На рис. 87* даны общий вид, конструкция корпуса и полуширота, на рис. 88 -теоретический корпус, конструктивное сечение, очертания штевней и сетка для разбивки на плазе с таблицей ординат.

Спасательная шлюпка
Спасательная шлюпка
Спасательная шлюпка озерная
Спасательная шлюпка озерная

Спасательная шлюпка для больших рек.

Шлюпка преимущественно гребная, парусность имеет вспомогательный характер и позволяет использовать лишь попутные ветры. Киль сделан плоским для легкого вытаскивания на берег. Эта шлюпка пригодна для работы при наводнениях (руль заменяется в этом случае рулевым веслом), а также для спасательной работы во льдах, для чего она снабжается полозками.

На рис. 89* показаны общий вид шлюпки и конструкция корпуса, на рис. 90 – корпус, конструктивное сечение, очертания штевней, сетка для разбивки на плазе по приводимой таблице ординат.

Спасательная речная шлюпка (с подвесным мотором). Эта шлюпка служит главным образом для спасательной работы на реках. Возможно устройство пробковых кранцев и воздушных ящиков в оконечностях. На лодке имеются два весла.

На рис. 91 приводится общий вид, теоретический чертеж и сетка для разбивки на плазе, конструктивный чертеж, закладка и таблица плазовых ординат.

Спасательная шлюпка для больших рек
Спасательная шлюпка для больших рек
Шлюпки береговых спасательных станций
Спасательная речная шлюпка с подвесным мотором

Малая речная спасательная шлюпка. Особенность шлюпки – легкость (может управляться даже одним человеком) и универсальность назначения: шлюпка может быть с удобством использована как летом, так и зимой (во льду).

Для возможно безопасного вытаскивания утопающих через борт в средней части по бортам устанавливаются воздушные ящики, соединенные наверху водонепроницаемо с планширем.

Банки подперты боковыми пиллерсами, устанавливаются на стрингерах и доходят только до воздушных ящиков, с бортами они соединяются при помощи железных скоб, огибающих ящики и захватывающих планширь. Для перетаскивания по льду шлюпка имеет два полозка из твердого дерева.

На рис. 92 показана конструкция корпуса и теоретический чертеж этой шлюпки.

Малая речная спасательная лодка
Малая речная спасательная лодка

Если вас заинтересовала спортивно-гребная шлюпка, вы можете заказать подготовку чертежей. 

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

подпишись на новости сайта

банер каяк