Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » §25. Швертботы
§25. Швертботы
Шлюпки с выдвижными килями строятся самых разнообразных размеров от 2,2 до 12 м. Часто они снабжаются вспомогательным мотором (чаще подвесным) и служат не только для прогулок и экскурсии, но также и для гонок, а иногда используются и в качестве рыбопромысловых судов.
Форма обводов: округлая или с острой скулой, иногда плоскодонная. Вооружение: обыкновенно – один парус (грот) – люгерный, гафельный или бермудский, но гоночные суда вооружаются часто также и новыми парусами (стаксель, спинакер, балуны и т. д.).
В табл. 51 даются основные элементы нескольких швертботов, а на рис. 124-143 приводятся чертежи общих видов, парусности, обводов, конструкции корпуса и т. д. некоторых из помещенных в таблице судов.
Швертботы обычно относительно широкие и мелкосидящие суда. При малых значениях L: В ((2,3 – 3,5, у гоночных нередко до 4,3) и значительных В: H (3,2 -2,0, у гоночных до 3,8), остойчивость формы приобретает у швертботов первенствующее значение. Поэтому к малым углам крена швертботы нечувствительны, на больших же углах крена всем, находящимся на борту судна, приходится, для увеличения остойчивости, перемещаться возможно далее на наветренный борт судна.
Швертботы более других парусных яхт подходят для конструктивного оформления по типу шарпи* (сломанные шпангоуты) и имеют часто весьма простую конструкцию, допускающую постройку их в небольших, мало оборудованных мастерских при спортивных водных станциях, коллективом добровольных обществ и т. п.
Опускной или выдвижной киль делается из стального листа толщиной 4 – 8 мм или дубовых досок толщиною 15 – 20 мм.
Величина опускного киля зависит от степени килеватости судна и от площади парусов. Чем легче и плоскодонное судно, тем относительно больше берут площадь киля. С увеличением парусности или прочих равных условий площадь опускного киля увеличивается. Размер опускного киля берется по прототипу или по расчету остойчивости и дрейфа при действии паруса.
Деревянный опускной киль легче для отпускания и понимания, однако изготовление деревянных килей больших размеров сложнее изготовления стальных килей; кроме того, последние способствуют понижению центра тяжести судна, и поэтому предпочитаются. Руль у швертботов, ввиду специфических условий плавания, навешивается за кормой и часто снабжается дополнительным металлическим пером, которое на глубокой воде опускается для увеличения поворотливости, а на мелкой воде – поднимается, чтобы не задеть дна. На швертботах ставится иногда также по два руля, перо которых несколько отклонено (нижней частью) в сторону от диаметральной плоскости. Это вызывается плохой управляемостью швертботов одним рулем при больших углах крена.
Ввиду необходимости нахождения всей команды, а также и рулевого на одном борту при плавании с большим креном, румпели у швертботов часто делают в виде ухвата с обращенной вперед развилкой. При двойных рулях делают два параллельных поперечных румпеля (рулевой при крене, находясь на борту, управляет наветренным румпелем, эффективным же является подветренный руль). Швертботы в отдельных случаях могут иметь, также и каюту, но, конечно, небольшой высоты и без больших удобств.
Простота конструкции швертботов и малая осадка – главное их достоинство.
Если вас заинтересовал любой из проектов вы можете заказать подготовку чертежей.
Справочник по мелким судам
Емельянов Ю.В. Крысов Н.А. 1950г.
Оглавление
§1. Определение понятия «Мелкое судно»
§2. Классификация мелких судов.
Глава I. Корабельные шлюпки.
§ 3. Основное назначение шлюпок.
§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок
§5. Обводы парусно-гребных шлюпок
Глава III. Шлюпки береговых спасательных станций.
§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций
Глава IV. Спортивно-гребные шлюпки
§16. Общая характеристика и элементы
§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. А. Шлюпки типа ОСВОД
§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.
§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.
Глава V. Спортивные парусные суда
§20. Виды парусного вооружения.
§22. Особенности парусных судов и их классификация.
§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов
Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.
Глава VIII. Разъездные катера
Поделиться
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » §25. Швертботы