§25. Швертботы - Каноэ каяк лодка

•Швертботы•

Глава V

§25. Швертботы

Шлюпки с выдвижными килями строятся самых разнообразных размеров от 2,2 до 12 м. Часто они снабжаются вспомогательным мотором (чаще подвесным) и служат не только для прогулок и экскурсии, но также и для гонок, а иногда используются и в качестве рыбопромысловых судов.

Форма обводов: округлая или с острой скулой, иногда плоскодонная. Вооружение: обыкновенно – один парус (грот) – люгерный, гафельный или бермудский, но гоночные суда вооружаются часто также и новыми парусами (стаксель, спинакер, балуны и т. д.).

Тузик - швертбот
Тузик - швертбот

В табл. 51 даются основные элементы нескольких швертботов, а на рис. 124-143 приводятся чертежи общих видов, парусности, обводов, конструкции корпуса и т. д. некоторых из помещенных в таблице судов.

Основные элементы некоторых швертботов
Основные элементы некоторых швертботов

Швертботы обычно относительно широкие и мелкосидящие суда. При малых значениях L: В ((2,3 – 3,5, у гоночных нередко до 4,3) и значительных В: H (3,2 -2,0, у гоночных до 3,8), остойчивость формы приобретает у швертботов первенствующее значение. Поэтому к малым углам крена швертботы нечувствительны, на больших же углах крена всем, находящимся на борту судна, приходится, для увеличения остойчивости, перемещаться возможно далее на наветренный борт судна.

Тузик-швертбот с фанерной обшивкой
Тузик-швертбот с фанерной обшивкой

Швертботы более других парусных яхт подходят для конструктивного оформления по типу шарпи* (сломанные шпангоуты) и имеют часто весьма простую конструкцию, допускающую постройку их в небольших, мало оборудованных мастерских при спортивных водных станциях, коллективом добровольных обществ и т. п.

Опускной или выдвижной киль делается из стального листа толщиной 4 – 8 мм или дубовых досок толщиною 15 – 20 мм.

Тузик-швертбот теоретический чертеж
Тузик-швертбот теоретический чертеж
Швертбот одиночка Олимпик. Общий вид с парусностью
Швертбот одиночка Олимпик. Общий вид с парусностью
Швертбот одиночка Олимпик. Теоретический чертеж
Швертбот одиночка Олимпик. Теоретический чертеж
Швертбот одиночка Олимпик. Конструктивный чертеж
Швертбот одиночка Олимпик. Конструктивный чертеж
Швертбот монотип Ерш общий вид с парусностью и обмерный чертеж
Швертбот монотип Ерш общий вид с парусностью и обмерный чертеж
Швертбот монотип Ерш. Теоретический чертеж
Швертбот монотип Ерш. Теоретический чертеж
Швертбот монотип Ерш. Конструктивный чертеж
Швертбот монотип Ерш. Конструктивный чертеж
Швертбот класса М Общий вид и парусность
Швертбот класса М Общий вид и парусность
Швертбот класса М
Швертбот класса М
Швертбот класса М. Конструктивный чертеж
Швертбот класса М. Конструктивный чертеж
Швертбот класса М. Конструктивные сечения
Швертбот класса М. Конструктивные сечения

Величина опускного киля зависит от степени килеватости судна и от площади парусов. Чем легче и плоскодонное судно, тем относительно больше берут площадь киля. С увеличением парусности или прочих равных условий площадь опускного киля увеличивается. Размер опускного киля берется по прототипу или по расчету остойчивости и дрейфа при действии паруса.

швертботы
Швертбот Жемчужина
Швертбот Жемчужина класса Р2
Швертбот Жемчужина класса Р2
Швертбот Волга класса Р3
Швертбот Волга класса Р3

Деревянный опускной киль легче для отпускания и понимания, однако изготовление деревянных килей больших размеров сложнее изготовления стальных килей; кроме того, последние способствуют понижению центра тяжести судна, и поэтому предпочитаются. Руль у швертботов, ввиду специфических условий плавания, навешивается за кормой и часто снабжается дополнительным металлическим пером, которое на глубокой воде опускается для увеличения поворотливости, а на мелкой воде – поднимается, чтобы не задеть дна. На швертботах ставится иногда также по два руля, перо которых несколько отклонено (нижней частью) в сторону от диаметральной плоскости. Это вызывается плохой управляемостью швертботов одним рулем при больших углах крена.

Швертботы с каютой
Швертбот с каютой

Ввиду необходимости нахождения всей команды, а также и рулевого на одном борту при плавании с большим креном, румпели у швертботов часто делают в виде ухвата с обращенной вперед развилкой. При двойных рулях делают два параллельных поперечных румпеля (рулевой при крене, находясь на борту, управляет наветренным румпелем, эффективным же является подветренный руль). Швертботы в отдельных случаях могут иметь, также и каюту, но, конечно, небольшой высоты и без больших удобств.

Простота конструкции швертботов и малая осадка – главное их достоинство.

Если вас заинтересовал любой из проектов вы можете заказать подготовку чертежей. 

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

подпишись на новости сайта