Общая характеристика. Парусные гребные промысловые суда

•Парусные и гребные промысловые и рабочие суда•

Глава VI

§29. Общая характеристика

Типы не моторных, рабочих, промысловых и транспортных мелких судов, развивавшиеся в течение многих веков под влиянием различных условий, чрезвычайно разнообразны. Челноки, неводники, бударки, завозни, карбасы, елы и многие другие виды встречающихся у нас лодок, каяки эскимосов, индейские пироги, лодки с аутригерами океанийских туземцев, гондолы и т. п. суда, типы и конструкции которых исторически сложились в тех или других районах применительно к условиям плавания и назначению этих судов, – представляют в ряде случаев большой интерес.

Известны высокие ходовые и мореходные качества карбасов, распространенных на севере СССР, норвежских зверобойных лодок, индейских пирог. Изучение этих лодок могло бы дать много полезного для разработки конструкций типовых мелких судов, включая и моторные катера.

К сожалению, материалы по конструкции судов местных типов почти не систематизируются, а собранные ограниченные данные не публикуются. Поэтому приводимые ниже данные не являются исчерпывающими и несомненно могут быть расширены и уточнены. Следует иметь также в виду, что часто под одними и теми же названиями лодок (баркасы, завозни, подчалки, кунгасы и др.) в различных районах понимаются лодки, значительно отличающиеся по типу и конструкции, поэтому действительное число конструкций мелких судов местных типов значительно больше числа терминов, их определяющих.

Обводы лодок местных типов весьма разнообразны: плоскодонные с прямыми вертикальными или наклонными бортами (челноки, дощаники, душегубки), округлые, с вогнутыми у оконечностей ватерлиниями и значительным развалом бортов у носового и кормового шпангоутов (двинские карбасы), с выпуклыми очертаниями бортовых шпангоутов и весьма большой седловатостью линии борта (пироги).

Значительный развал носовых шпангоутов, острая (без транцевая) корма и значительная седловатость линии борта – характерны для большинства лодок местных типов, в тех районах, где приходится встречаться со значительным волнением.

Отношение ширины к осадке, у лодок местных типов, обычно довольно велико. Что же касается отношения длины к ширине, то наряду с относительно очень длинными лодками (лодки океанийских туземцев, большие пироги) встречаются и лодки с малым (2,8-3,5) отношением длины к ширине (плоскодонные неводники, фелюги, прорези, стоечные лодки).

Конструкции лодок местных типов во многих случаях весьма своеобразны. Чаще всего встречается накройная обшивка при вытесных шпангоутах с большой шпацией. Иногда количество шпангоутов необычайно мало – два в оконечностях и один-два в средней части. Нужная жесткость корпуса обеспечивается прочным соединением между собой поясьев обшивки, места соединения (накроя) которой служат своего рода продольными ребрами жесткости. У плоскодонных лодок встречается относительно толстая поперечная днищевая обшивка с наружными продольными полозьями – килями.

Способы постройки лодок местных типов часто также необычны. Многие из них строились без гвоздей — сшивались вицами (тонкие корневые побеги) или жилами.

Парусное вооружение судов местных типов довольно примитивно. Встречаются люгерные паруса, прямые (брифоки), паруса со шпринтовым. Поэтому крутыми курсами лодки местных типов обычно ходить не могут.

Парусные и гребные промысловые суда
Морская очаковская шаланда

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

Верфь деревянного судостроения ЛОГО
“Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.” — Антуан де Сент-Экзюпери

Подписаться на канал

Популярные записи

Подпишись на новости сайта!

Популярная страница

ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ
  1. Даниил Андреев
  2. 2001photo
  3. Даниил Андреев
  4. Антон Супонин
  5. Здорово!Это лучшее что может быть для активного отдыха на воде.НО, следует создать логическое продолжение данного проекта - удлинение на двух…

Последние сообщения на форуме

Даниил Андреев
Маленькая лодка для рыбалки Аргаз …склейка бортов "аргази 3". склейка производится с пом … Читать далее
Сергей Пинаев
Nordkapp из рейкиНе вижу на фото кондукторы под штевни. Про них не забыли? Читать далее

Статистика

  • 5
  • 480

Интересные страницы

Поделиться

подпишись на новости сайта