Справочник по мелким судам - Каноэ каяк лодка

•Справочник по мелким судам•

Введение

Емельянов Ю.В.  Крысов Н.А.

Предисловие

Морской инженер Николай Александрович Крысов еще в 1932 г. начал систематизацию материалов по мелкому судостроению, на основе которых в 1939 г. составил двухтомный Справочник по мелкому судостроению”, подготовленный к изданию в 1941 г.

Отечественная война 1941-1945 гг. задержала выпуск этой книги. Смерть H. А. Крысова в 1942 г., в период героической обороны Ленинграда, прервала его работу над рукописью. В сохранившемся I томе рукописи Н. А. Крысовым были помещены собранные им с исключительной добросовестностью общие систематизированные данные по различным типам мелких судов.

Однако за девять лет, прошедших после составления Н. А. Крысовым его Справочника, советскими конструкторами было создано так много новых, образцовых типов мелких судов для всех отраслей народного хозяйства, что материалы Справочника значительно устарели и из рукописи Н. А. Крысова удалось использовать лишь часть, главным образом относящуюся к корабельным шлюпкам, рабочим шлюпкам гражданских судов, не моторным шлюпкам береговых спасательных станций, промысловым лодкам и судам, в известной мере к спортивно-парусным судам и катерным газоустановкам.

В остальном рукопись, Справочника по мелким судам” была составлена по новым материалам 1940–1948 гг. Глава о корабельных шлюпках написана с учетом новых ГОСТ, а также последних конструкций строящихся шлюпок.

В главе, Спасательные шлюпки для гражданских судов” приводятся данные новых ГОСТ и утвержденных Международных стандартов. Главы о спортивных гребных и парусных судах составлены в соответствии с новой классификацией и правилами постройки спортивных парусных судов СССР. Приводятся примеры новых типов судов.

В главе «Спортивные парусные суда» выделен раздел о туристских яхтах. Раздел крейсерских яхт иллюстрируется некоторыми образцами больших морских яхт. По гоночным яхтам помещены данные о новых проектах отечественных яхт и показаны яхты действующих международных гоночных классов.

В главе о не моторных промысловых и рабочих судах приводятся данные о лодках местных типов и раздел о резиновых надувных лодках.

Глава о моторных спасательных шлюпках и ботах береговых спасательных станций составлена на основе новейших данных.

В отдельные главы собраны материалы о грузовых и буксирных катерах.

Глава о промысловых судах не может претендовать на полный охват темы, так как флот малых промысловых судов столь специфичен и разнообразен, что материалы по этому флоту могли бы составить основу специального справочника.

Включение промысловых судов в Справочник по мелким судам” имело целью дополнить материалы других глав примерами конструкций промысловых судов. В главе приводятся данные о некоторых промысловых судах, построенных в 1945- 1947 гг.

Главы о спортивно-туристских и гоночных катерах в основном освещают работы советских конструкторов.

В заключительных главах излагается материал о механизмах, применяющихся в настоящее время в мелком судостроении.

Глава об электрооборудовании мелких судов в большей части написана инженером-электриком В. С. Тарасовым.

Несмотря на ограниченную возможность использования материала рукописи H. А. Крысова и коренную его переработку при включении в «Справочник по мелким судам”, в работе над этой книгой нами всегда учитывались многие из общих указаний и пожеланий покойного Николая Александровича Крысова.

Постоянное появление новых интересных материалов в области мелкого судостроения побуждало автора к последовательному расширению содержания Справочника. Тем не менее пришлось ограничиться материалами, появившимися до 1949 г.

Составление «Справочника по мелким судам» не могло быть осуществлено без помощи ряда специалистов различных областей мелкого судостроения, особенно по таким специфическим разделам, как спортивные гребные и парусные суда, промысловые суда, судовые газогенераторы и т. д.

Всем товарищам, оказывавшим при написании Справочника содействие своими советами и консультациями, автор выражает глубокую благодарность.

Отдавая себе ясный отчет в том, что книга, где впервые собраны и систематизированы данные по весьма большому числу малых судов различных типов, назначений и конструкций, неизбежно потребует дальнейшего дополнения и улучшения, автор просит лиц, которые будут пользоваться «Справочником по мелким судам”, сообщить свои критические замечания, пожелания и дополнения.

Ю. Емельянов

Введение

Советский Союз располагает самой крупной в мире разветвленной сетью водных путей сообщения. Непрерывно растет грузооборот морского и речного транспорта. Малые реки, ранее являвшиеся несудоходными, теперь с успехом освоены и осваиваются для местных перевозок. В связи с этим все более значительную роль в борьбе за развитие водного транспорта нашей страны призвано играть мелкое судостроение.

Мелкое судостроение в России развивалось с незапамятных времен. Найденные на территории СССР первобытные челны трех тысячелетней давности свидетельствуют о высоком уровне судостроения и судоходства у древних славян.

Например, у Ладожского озера был найден первобытный долбленый челн особой целесообразной конструкции, переборки которого составляли одно целое со всем челном.

Оригинальными были конструкции мелких судов периода Киевской Руси, запорожские челны чайки, волжские, набойные лодьи” XIV века, имевшие борта из досок, и многие другие.

В результате многовекового развития мелкого судостроения нашей страны были созданы разнообразные суда и лодки, обладающие высокими мореходными качествами, большой полезной грузовместимостью.

Велики заслуги русских ученых, техников и в области создания самоходного мелкого судостроения. Первым в мире разъездным самоходным катером был электромагнитный бот русского академика Б. C. Якоби, испытанный 15 сентября 1838 г. на р. Неве. Бот имел длину 8,5 м, ширину 2,3 м, осадку 0,83 м, развивал скорость около 4 км/час и вмещал 14 пассажиров.

Шлюпки русского флота с давних пор по праву считались образцовыми. Наиболее распространенный вид корабельной шлюпки – шестивесельный ял, тип и основные элементы которого были отработаны около 100 лет назад, послужил образцом для многих аналогичных зарубежных конструкций. Например, шлюпки английского флота во многом повторяют конструкцию и обводы нашего яла-шестерки.

Особенно успешно развивалось отечественное мелкое судостроение за годы советской власти. Применение мелких судов значительно расширилось. Они стали обслуживать нужды многих отраслей народного хозяйства, а также удовлетворять растущие потребности трудящихся, связанные с развитием физкультуры и спорта. У нас было создано большое число новых, оригинальных, совершенных конструкций мелких судов.

Мелкие суда строятся на заводах и верфях министерств, ведомств, колхозов и совхозов, а также добровольных спортивных обществ. В мелком судостроении в СССР широко применяются новые технологические методы. Впервые в СССР был поставлен и решен вопрос о применении в мелком судостроении электросварки, деревянных клееных конструкций, скорлупных безнаборных шлюпок и т. д.

Советские конструкторы успешно разрабатывают новые идеи в мелком судостроении. Промышленность СССР дала ряд новых образцов катерных газогенераторов. В СССР впервые осуществлено промышленное использование на катерах транспортных двигателей массовой постройки путем их преобразования для судовой службы.

Перед рабочими, техниками и инженерами, работающими в области развития мелкого судостроения, стоят большие задачи. Нужно создавать новые типы малых судов: разъездные, корабельные, лесосплавные, промысловые, спортивные и т. д. Необходимо дальнейшее совершенствование катерных двигателей. Нужно настойчивее внедрять передовую технологию, добиваться улучшения экономических показателей мелкого судостроения.

Решение этих задач в ближайшие годы должно стать общим делом советских судостроителей. Это послужит делу дальнейшего подъема народного хозяйства нашей страны.

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

Разделение судов на мелкие и крупные не имеет твердо установленного критерия и при различных обстоятельствах производится по-разному. Для морского пароходства буксирный пароход водоизмещением 300-400 m – мелкое судно, для большого катера хозяйства, обслуживающего транзитный сплав леса на малых реках, газоход водоизмещением 50-60 т – большое судно. Мощность главных механизмов также не позволяет дать точное определение мелкого судна. Гоночный рекордный глиссер мощностью 7600 л. с. – несомненно мелкое судно, тогда как самоходную баржу водоизмещением 150-200m с двигателем 50-100 л. с. нельзя считать мелким судном и т. д.

Учитывая трудности в определении понятия «мелкое судно», в Справочнике нами принят условный признак, по которому к мелким судам относятся суда с наибольшей длиной до 30 м и водоизмещением не более 100 m, что соответствует мнениям, высказывавшимся на конференции ВНИТОСС по мелкому судостроению, состоявшейся в 1938 г. в Ленинграде.

§2. Классификация мелких судов

Большое разнообразие и постоянное развитие типов мелких судов затрудняют их строгую и полную классификацию. Существующая практика еще не выработала достаточно определенных, стандартных номенклатур для отнесения мелкого судна к тому или иному классу. Быстрый рост техники мелкого судостроения и катеростроения выдвигает все новые классы мелких судов, разнообразных обводов и конструктивных типов, отличающихся по своим размерам и назначению, с различными видами главных механизмов при большом разнообразии в мощностях.

Мелким судам присущи многообразные типы обводов, начиная от простейших прямоугольных и кончая сложными обводами, характерными для глиссирующих судов.

Для корпусов мелких судов применяются дерево, сталь, легкие сплавы, различные пластифицированные материалы и т. д. Мощности главных механизмов катеров изменяются от 0,6 л. с. (самые малые подвесные лодочные моторы) до 6000 – 8000 л. с. на гоночных и некоторых специальных катерах, причем на мелких судах находят применение как малооборотные двигатели тяжелого топлива, так и бензиновые моторы авиационного типа. И хотя в настоящее время на мелких судах устанавливаются исключительно двигатели внутреннего сгорания, проблема создания катера с паросиловой установкой продолжает привлекать к себе внимание из-за несомненной целесообразности подобной установки для некоторых типов мелких судов, как, например, буксирных катеров малых рек, катеров для лесосплава и т. п.

При современном развитии мелкого судостроения эти суда могут быть классифицированы следующим образом:

I. По назначению

1) корабельные шлюпки;

2) спасательные и рабочие шлюпки гражданских судов;

3) шлюпки береговых спасательных станций;

4) разъездные суда;

5) пассажирские суда;

6) грузовые (хозяйственные) суда;

7) буксирные суда;

8) специальные вспомогательные суда;

9) промысловые суда;

10) спортивно-туристские суда;

11) специальные спортивные (гоночные) суда;

12) суда прочих назначений.

II. По району плавания

1) морские суда (включая рейдовые и озерные суда, плавающие в устьях больших рек и на больших озерах);

2) речные суда;

3) суда для малых рек.

III. По обводам

1) круглодонные суда;

2) суда с тоннельной кормой;

3) суда с V-образными обводами (без реданные);

 4) глиссеры с уступами (реданами);

5) яхты килевые, c S-образными шпангоутами.

IV. По материалу корпуса

1) деревянные суда;

2) стальные суда;

3) суда из легких сплавов;

4) суда из пластифицированных материалов;

5) суда смешанной постройки (композитные).

V. По конструкции корпуса

  1. a) стальные суда:

1) с поперечной системой набора;

2) с продольной системой набора;

3) со смешанной системой набора;

4) со специальными системами набора.

б) деревянные суда:

1) с футоксовой системой набора;

2) с набором из кривослойных вытесных шпангоутов;

3) с системой набора на гнутых шпангоутах;

4) с системой набора на вытесных шпанноутах;

5) с системой набора на пазовых рейках;

6) безнапорные (скорлупные) суда.

VI. По роду двигателя

1) паровые суда;

2) моторные суда с постоянными (стационарными) моторами;

3) суда с подвесными (забортными) моторами;

4) моторные суда с газогенераторами;

5) парусные суда со вспомогательными моторами;

6) самоходные суда без механического двигателя (гребные).

VII По роду движителя

1) гребные суда (весельные);

2) парусные и гребно-парусные суда;

3) винтовые суда;

4) суда с водометными движителями;

5) суда с гребными ротаторами;

6) суда с гребными колесами.

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

Верфь деревянного судостроения ЛОГО
“Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.” — Антуан де Сент-Экзюпери

Подпишись на новости сайта!

Популярные записи

Популярная страница

Последние сообщения на форуме

EugeneK
Традиционная норвежская лодка Ose …Процесс ламинирования и оклейки поясов занял не так много времени, … Читать далее
Сергей Пинаев
Моторно-парусная дори "Палтус"Стапель с направляющими. Секции стапеля можно сделать из дешёво … Читать далее
poojyloo
Сапборд "Таис"Сняты фаски на бортах, вышкурен, несколько раз шпатлевал акрилом и … Читать далее
Игорь Важинский
Парусно-гребная лодкаКак говорили Станки:"Зима близко". Может с приходом холо … Читать далее
Антон Супонин
Nordkapp из рейкиБольшое спасибо за этот индивидуальный проект! Обводы переделывали … Читать далее
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ
  1. Сергей Пинаев
  2. современная столярка без фрезера ЧПУ - уже не вариант, особенно судовая. Время очень дорого стоит, особенно если строишь на арендованных…

  3. Chesnokun
  4. Сергей Пинаев

Статистика

  • 2
  • 234

Интересные страницы

Поделиться

подпишись на новости сайта