Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » §30. Промысловые суда
§30. Промысловые суда.
Наибольшее количество судов местных типов связано с рыбными промыслами. Эти суда используются как непосредственно для лова рыбы, так и для транспортных и вспомогательных целей.
Многие типы лодок, применяемых для перевозки людей и грузов, появились в результате развития промысловых лодок. Поэтому промысловые суда местных типов в большой степени определяют характер конструкции соответствующих транспортных лодок.
Из-за специфических особенностей бассейнов и отсутствия достаточного обмена опытом между строителями рыбопромысловых судов, в каждом бассейне выработались свои типы промысловых судов.
Несомненно, что суда местных типов во многих отношениях уступают современным, специально разработанным, рыбопромысловым судам, но в то же время, будучи созданы в результате долголетней практики, они воплощают в себе ряд достоинств: дешевизну и простоту постройки, применимость конструкции к местным материалам и эксплуатационным требованиям и очень часто большую грузоподъемность на тонну водоизмещения.
Ниже приводятся более подробные данные по некоторым местным типам промысловых судов, имеющих еще некоторое распространение на Северном Каспии. Главнейшие типы рыболовецких судов этого района:
Стоечные рыбницы – парусные (двухмачтовые) суда, служащие базами нескольких ловецких лодок-бударок (кормовых подчалков) и стоящие во время промысла на якорях. Стоечная рыбница имеет каюты для 6-9 ловцов, а также разгороженный на несколько частей средний трюм для соли, посола рыбы, сетных снастей и дров.
Рыбница-кухня- небольшое парусное судно, служащее базой для 10-12 ловцов, работающих при распорном лове на парусном неводнике. По расположению эти суда напоминают приемные рыбницы и заменяют их в периоды отсутствия лова распорными неводами.
Распорный неводник – открытое одномачтовое судно, поднимающее 5-6 т рыбы, улов сдается в дальнейшем на приемную рыбницу.
Парусная реюшка (“фырочный” подчалок) – небольшое двухмачтовое палубное судно для, «фырочного», т. е. поискового, самостоятельного лова (улов сдается на приемную рыбницу). В носовой части устраивается кубрик для 3-4 ловцов, в средней – лари для сетей и дров, в корме – открытый отсек (рис. 190).
Кормовой подчалок– небольшое открытое одномачтовое парусно-гребное судно (рис. 191), служащее для непосредственного лова и базирующееся на стоечную рыбницу.
Бударка- небольшая лодка (длиною по килю около 3,5 м), сопровождающая реюшку.
Обводы и конструкция промысловых судов Северного Каспия имеют некоторые особенности.
Спецификация набора этих судов приводится в табл. 58.
Несмотря на ряд недостатков (устарелая конструкция, относительно большой вес, примитивное парусное вооружение), каспийские (астраханские) промысловые суда обладают рядом преимуществ: большой грузоподъемностью, малой осадкой, дешевизной постройки, удовлетворительным ходом под парусами и т. д.
При постройке корпуса, по местным условиям, применяются преимущественно бескокорные соединения и прямослойный лес (ель- на обшивку днища, слань, внутреннюю обшивку кают, люковые крышки; сосна — на остальные части набора).
Соединение частей шпангоута: «лежней» и «ног», производилось прежде с помощью медведок (книц); в дальнейшем верфи постепенно перешли на нормальный футоксовый набор.
Водонепроницаемость переборок обеспечивается постановкой в местах прохода продольных связей войлочных прокладок на густой смоле, а по пазам — конопаткой.
В качестве парусного вооружения промысловых судов Северного Каспия применяются почти исключительно «балансиры» (люгерные паруса), причем передняя и задняя шкаторины делаются параллельными и имеют отвесное направление. Парус состоит из вертикальных полотнищ шириною в прошивке 0,7 м, число которых определяет длину паруса.
Верхняя шкаторина и реек имеют уклон к горизонту 35- 45°. Шкотовый угол делается ниже галсового на некоторую величину (нижняя , косина”).
В табл. 59 приведены основные размеры парусов для рассматриваемых судов (площадь парусности в табл. 57). Мачта делается обычно складывающейся (в пасынках).
Из промысловых судов других районов отметим очаковскую шаланду (рис. 192), предназначенную для морского лова рыбы плавными и обкидными сетями, камбальными косицами и наживыми крючьями.
Судно — беспалубное, плоскодонное, со шпринтовым вооружением, имеет выдвижной киль и отеличается хорошими мореходными качествами.
Размерения и элементы судна:
длина наибольшая 7,5м
длина между перпендикулярами 6,5м
ширина наибольшая с обшивкой 2,4м
высота борта без киля 0,8м
осадка порожнем: носом 0,3м
грузоподъемность 3 тн.
осадка в грузу носом 0,55м
кормой 0,85м
Если вас заинтересовал любой из проектов вы можете заказать подготовку чертежей.
Справочник по мелким судам
Емельянов Ю.В. Крысов Н.А. 1950г.
Оглавление
§1. Определение понятия «Мелкое судно»
§2. Классификация мелких судов.
Глава I. Корабельные шлюпки.
§ 3. Основное назначение шлюпок.
§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок
§5. Обводы парусно-гребных шлюпок
Глава III. Шлюпки береговых спасательных станций.
§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций
Глава IV. Спортивно-гребные шлюпки
§16. Общая характеристика и элементы
§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. А. Шлюпки типа ОСВОД
§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.
§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.
Глава V. Спортивные парусные суда
§20. Виды парусного вооружения.
§22. Особенности парусных судов и их классификация.
§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов
Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.
Глава VIII. Разъездные катера
Мастеров и любителей на работу в нашу мастерскую. 8-931-293-18-00
Подпишись на новости сайта!
Сергей, Вы бы, хотя бы название изменили и фото Panthera. А то, как-то, не красиво получается.Или Вы согласовали с Бьерном…
Молодцы!
Приветствую Роман! После регистрации на сайте появится кнопка "заказать" на странице с моделью. Отправите сообщение, в ответ придет письмо с…
Здравствуйте, как приобрести чертежи, интересует лодка, Адирондак
Поделиться
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » §30. Промысловые суда
Почему не красиво? Нормальная лодка.Не строит только ни кто, взможно из уважения к Бьерну Томассону, поэтому и фото других нет.