§ 20. Виды парусного вооружения - Каноэ каяк лодка

•Виды парусного вооружения•

Глава V

Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения

Тип парусного вооружения определяется числом мачт, их относительной величиной, расположением на судне, а также формой применяемых парусов.

Число мачт на малых судах почти никогда не превышает двух-трех.

Так как нет строго установленной классификации типов парусного вооружения, а существующая практика также нередко расходится в наименовании некоторых типов судов, то приводимая ниже классификация (рис. 116) является условной.

Виды парусного вооружения
Виды парусного вооружения

Одномачтовое судно может быть:

Кэт – если мачта стоит на относительно близком расстоянии от форштевня. При этом судно не несет передних парусов.

Шлюп – имеет мачту, отнесенную дальше от форштевня, чем у кэта, и два паруса: грот и стаксель или три паруса: грот, стаксель и кливер. Шлюп не несет летучего кливера и не имеет бушприта. Грот может быть либо гафельным, либо бермудским, либо гуари.

Тендер – в отличие от шлюпа имеет два или три передних паруса: стаксель, кливер, летучий кливер. Гафельный тендер несет еще топсель. Этот тип вооружения применяется на яхтах крейсерского типа и на больших гоночных яхтах (на гафельном тендере обязательны бушприт с кливером и, непременно, летучий кливер).

Остальные одномачтовые суда предпочтительнее называть по их конструктивному типу с указанием вооружения, определяемого формой и устройством паруса. Например, шлюпка с люгерным парусом, дощаник со шпринтовым вооружением, лодка с латинским парусом и т. д.

Двухмачтовые суда могут быть:

Иол – если короткая задняя мачта установлена позади головки руля. Характерным для иола является наличие бизань-выстрела, без которого управление парусом задней мачты (бизани) было бы невозможно. Грот и бизань могут быть либо гафельными, либо бермудскими, у байдарок иногда гvaри.

Кэч- если короткая задняя мачта (бизань) стоит впереди головки руля.

Шхуна – если задняя мачта по длине равна или превосходит передние. У двухмачтовой шхуны передняя называется фок-мачта и задняя-грот-мачта. У трехмачтовой шхуны соответственно фок-грот-и бизань-мачта.

Кэт-иол — промежуточный тип вооружения, находящий применение на байдарках. Одна из мачт стоит в непосредственной близости к форштевню, а вторая – сзади румпеля. Паруса – обычно бермудские или гуари.

Остальные двухмачтовые суда предпочтительнее называть по их конструктивному типу с указанием вооружения, определяемого формой и устройством парусов. В числе таких судов могут быть двухмачтовые шлюпки с люгерными парусами и стакселем, рыбопромысловые суда с двумя или более парусами шпринтового вооружения и т. д.

Выбор вооружения в значительной мере является произвольным, зависит от усмотрения строителя или конструктора судна и от местных традиций и особенностей. Даже спортивная классификация допускает для некоторых классов яхт произвольное парусное вооружение. Поэтому нельзя дать какие-либо безусловные рекомендации по применению парусного вооружения для того или другого типа судна. Ниже приводятся некоторые общие указания, основанные на существующей в настоящее время практике.

Вооружения кэт и шлюп применяются главным образом на судах сравнительно малых размерений для внутреннего плавания или плавающих вблизи морских побережий, на более спокойных водах.

Тендер был когда-то преимущественным вооружением яхт, затем, по мере увеличения их размеров, яхты начали получать также и шхунское вооружение. Однако, так как шхуна требует большего числа команды, появились промежуточные типы: иол и его видоизменение – кэч, которые проще в управлении, чем шхуна.

Для морского плавания предпочтительнее более низкое парусное вооружение, учитывая его большую безопасность, a для внутреннего плавания выгоднее более высокое, улавливающее ветер из-за берегов и верхушек деревьев.

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

Интересные страницы

Поделиться

подпишись на новости сайта

банер каяк