Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » §36. Описание некоторых типов разъездных катеров
§36. Описание некоторых типов разъездных катеров
А. Открытые катера
Спортивно-разъездной катер (рис. 211, табл. 63-21). Типичный небольшой быстроходный катер для двигателей 50-175 л. с. и скоростей 20-40 узлов. Обводы V-образные с малой килеватостью. Двигатель расположен в корме с весьма большим углом наклона оси коленчатого вала к горизонту (не менее 14-15°) и непосредственно соединен с гребным валом без угловой передачи или редуктора. Обшивка вгладь на пазовых рейках. Шпангоуты только вытесанные. В кормовой части (за моторным люком) обшивка борта плавно переходит в палубу без буртика и планширя.
Малый открытый разъездной катер-такси (рис. 212,213*-216 *, табл. 63-6). Катер представляет собой результат последовательного развития конструкции, разработанной советскими специалистами в 1938 г.
Обводы катера обеспечивают ему высокое гидродинамическое качество и маневренность. На полном ходу катер имеет лишь весьма небольшой дифферент на корму за счет отогнутого вниз кормового участка днища. Значительный развал носовых шпангоутов и правильное положение катера на ходу повышают его мореходность и допускают плавание при состоянии моря до 2-3 баллов, особенно на волне большой длины. При ходе по коротким волнам катер испытывает значительные удары волн о днище. На катере установлен бензиновый двигатель грузовой автомашины ГАЗ-51, конвертированный для судовой службы. Катер допускает установку двигателя мощностью от 40 до 100 л. с., весом до 350 кг.
Высокие ходовые качества позволяют использовать этот катер для спортивных целей. Катера рассматриваемого типа применяются, так же как пассажирские (такси), на побережье Черного моря и на некоторых реках.
Открытый V-образный катер (рис. 217, табл. 63-10) типа, распространенного в скандинавских странах. Высокое ветровое стекло и фальшборт несколько повышают мореходные качества этих катеров. Удобство доступа к двигателю из кокпита достигается устройством люка над двигателем, сдвигающегося вперед вместе с ветровым стеклом. Длина таких катеров 5-9 м. Скорости средние 15-20 узлов. Для больших скоростей целесообразнее расположение, показанное на рис. 204.
Открытый речной V-образный катер НКЛ-27 (рис. 219-220 , табл. 63-11) является развитием одного из первых малых быстроходных катеров отечественной постройки, созданного (в 1934 г.) на основе использования на катерах легких двигателей советских автомашин. Катера НКЛ-27 строились серийно в течение ряда лет и сыграли большую роль в росте техники отечественного катеростроения. В настоящее время этот тип катера несколько устарел. Основным недостатком его следует считать невысокую мореходность, однако в речных условиях он успешно применялся для служебных разъездов во многих районах СССР, чему способствовала простота конструкции и удобство эксплуатации катера, не требовавшего для ремонта ни дефицитных материалов, ни специального оборудования.
Набор катера поперечный. Киль сечением 30х100 мм и скуловые стрингеры 45 50 мм из ясеня. Остальной набор из сосны. Обшивка сосновая на пазовых рейках-на бортах толщиной 10 мм с рейками 30х10, на днище 12 мм с рейками 30х12. Палуба из фанеры 5 мм. Вес необорудованного корпуса – 400 кг.
Двигатель автомобильный ГАЗ ММ, прошедший конверсию для судовой службы.
Открытый речной катер (рис. 218, табл. 63 16). Разъездной катер «автомобильного» типа для умеренных скоростей (до 16 узлов) при двигателе 35 л. с., вес которого не должен превосходить 350 кг. Корпус стальной с сосновой палубой, отделка из красного дерева.
Обшивка толщиной 1,75-2,5 мм, шпангоуты из угольника 30х25х3, шпация 400 мм. По борту положен угольник 40х35х3, бимсы из угольника 40х30х3. Киль из полосы 45х8.
Речной V-образный катер (рис. 221, 222*, 223-224 , табл. 63-32). Катер отличается весьма простой конструкцией и значительной прочностью, что позволяет успешно эксплуатировать его в трудных условиях. Ходовые качества его вполне удовлетворительны, учитывая, что устанавливавшийся на нем двигатель грузовой автомашины ЗИС-5 относительно тяжел. В настоящее время на катере устанавливается двигатель ЗИС-120 С Р (судовая конверсия нового двигателя грузовой автомашины ЗИС-150). Катер строится как открытым, так и в виде лимузина. Набор катера аналогичен изображенному на рис. 247.
Разъездной глиссер с воздушным винтом НКЛ-5 (рис. 225*, табл. 63-9) предназначается для разъездов и почтовых перевозок по рекам c малыми глубинами и засоренным фарватерром. На глиссере установлен авиамотор М-11 с воздушным охлаждением, мощность 100 л. с.
Мореходность глиссера не высока, так как при глиссировании по взволнованной поверхности удары волн о днище весьма сильны.
Речной служебный катер-лимузин (рис. 235 237, табл. 63-31). На катере установлен двигатель автомашины ЗИС-5. Спинки диванов в каюте поднимаются, образуя подвесные койки. Архитектура катера несколько тяжела.
Озерный быстроходный катер-лимузин (рис. 238, табл. 63-34) для продолжительных рейсов. Два сиденья и стол на правом борту образуют двуспальную койку. Носовой кокпит, само отливной. Двигатели расположены наклонно под большим углом к горизонту и соединены непосредственно с гребными валами. Обводы V-образные.
Речной и озерный катер-лимузин с полутоннельной кормой (рис. 239, табл. 63-37) имеет необычные очертания в плане и лыжные обводы в носу, позволяющие ему приставать к отмелям берегам.
Средний разъездной катер (рис. 240, 241*…243*, табл. 63-29) является примером многоцелевого катера (см. далее рис. 259, 276 и 288*).
При разработке теоретического чертежа этого катера были использованы материалы по испытаниям и эксплуатации малых разъездных катеров (рис. 213*), причем изменения обводов имели целью уменьшить силу удара волн о днище.
В приводимом варианте катер предназначается для дневных рейсов и две койки в носовом отсеке служат лишь для отдыха команды, однако расположение в пассажирской каюте может быть изменено с установкой двух диванов – двухъярусных коек. Имеется вариант катера с обшивкой из текстолита.
Конструктивный мидель текстолитового катера показан на рис. 243* Средний разъездной катер с полубаком (рис. 244, 245, табл. 63-30) представляет собой модификацию среднего разъездного катера, описанного выше, в направлении замены материала корпуса из дерева и фанеры на сталь, замены бензиновых двигателей дизелем и некоторого повышения мореходных качеств за счет устройства полубака.
Катер может быть использован как корабельный разъездной. Рейдовый разъездной катер с каютой (рис.246, табл. 63-35) имеет развитую надстройку, служащую и каютой, и рубкой. Носовая каюта с двумя койками имеет высоту около 1,6 м. Средняя каюта (в надстройке) имеет высоту 1,88 м.
Мореходный разъездной катер (табл. 63-38) имеет своеобразную конструкцию набора, показанную на рис. 247.
Наклонные пазовые рейки и соответственно наклонные пояса обшивки позволяют сократить число стыков и, главное, весьма уменьшить серповидность поясов в носу, где шпангоуты имеют значительный развал.
Необычны, но целесообразны для катеров с повышенной мореходностью кормовые обводы где борт, в отличие от общепринятой практики, имеет развал до планширя. Рейдовый разъездной катер с полубаком и каютой (рис. 248*-251*, табл. 63-45). Выпускался серийно. Предназначался для работы в морских портах.
Мореходный разъездной и туристский катер (рис. 252, 253*257*, табл. 63-48) является дальнейшим развитием типа катеров, показанных на рис. 248
В конструкции этого катера должно быть особо отмечено широкое применение клееных конструкций из короткомерного леса и использование в качестве главных двигателей отечественных транспортных дизелей Д6, конвертированных в судовые (тип ЗД6, см. далее стр. 338) или дизелей 2СДП 16,5/20 при использовании катера для туризма.
Дизельный мореходный катер (рис. 258, табл. 64-28) относится к числу катеров, близких по типу и назначению к морским моторным яхтам.
Необходимо отметить весьма целесообразное использование всей длины катера под пассажирские или обслуживающие помещения. Высота пассажирских помещений 1,93 м. Обводы катера, комбинированные: округлые в носу и остроскулые в корме. Моторное отделение расположено под полом кают-компании (средней надстройки) и звук изолировано.
Справочник по мелким судам
Емельянов Ю.В. Крысов Н.А. 1950г.
Оглавление
§1. Определение понятия «Мелкое судно»
§2. Классификация мелких судов.
Глава I. Корабельные шлюпки.
§ 3. Основное назначение шлюпок.
§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок
§5. Обводы парусно-гребных шлюпок
Глава III. Шлюпки береговых спасательных станций.
§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций
Глава IV. Спортивно-гребные шлюпки
§16. Общая характеристика и элементы
§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. А. Шлюпки типа ОСВОД
§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.
§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.
Глава V. Спортивные парусные суда
§20. Виды парусного вооружения.
§22. Особенности парусных судов и их классификация.
§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов
Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.
Глава VIII. Разъездные катера
Подпишись на новости сайта!
современная столярка без фрезера ЧПУ - уже не вариант, особенно судовая. Время очень дорого стоит, особенно если строишь на арендованных…
Ценители красивых быстрых лодок обязательно найдутся!)
Приветствую!Интересуюсь байдарками
Почему не красиво? Нормальная лодка.Не строит только ни кто, взможно из уважения к Бьерну Томассону, поэтому и фото других нет.
Поделиться
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » §36. Описание некоторых типов разъездных катеров
Совершенно с вами согласен. И ЧПУ фрезер и вакуумный пресс имеется. Надо просто добавить в список оборудования, займусь на днях