§30. Промысловые суда - Каноэ каяк лодка

•Промысловые суда•

Глава VI

§30. Промысловые суда.

Наибольшее количество судов местных типов связано с рыбными промыслами. Эти суда используются как непосредственно для лова рыбы, так и для транспортных и вспомогательных целей.

Многие типы лодок, применяемых для перевозки людей и грузов, появились в результате развития промысловых лодок. Поэтому промысловые суда местных типов в большой степени определяют характер конструкции соответствующих транспортных лодок.

Из-за специфических особенностей бассейнов и отсутствия достаточного обмена опытом между строителями рыбопромысловых судов, в каждом бассейне выработались свои типы промысловых судов.

Несомненно, что суда местных типов во многих отношениях уступают современным, специально разработанным, рыбопромысловым судам, но в то же время, будучи созданы в результате долголетней практики, они воплощают в себе ряд достоинств: дешевизну и простоту постройки, применимость конструкции к местным материалам и эксплуатационным требованиям и очень часто большую грузоподъемность на тонну водоизмещения.

Ниже приводятся более подробные данные по некоторым местным типам промысловых судов, имеющих еще некоторое распространение на Северном Каспии. Главнейшие типы рыболовецких судов этого района:

Стоечные рыбницы – парусные (двухмачтовые) суда, служащие базами нескольких ловецких лодок-бударок (кормовых подчалков) и стоящие во время промысла на якорях. Стоечная рыбница имеет каюты для 6-9 ловцов, а также разгороженный на несколько частей средний трюм для соли, посола рыбы, сетных снастей и дров.

Рыбница-кухня- небольшое парусное судно, служащее базой для 10-12 ловцов, работающих при распорном лове на парусном неводнике. По расположению эти суда напоминают приемные рыбницы и заменяют их в периоды отсутствия лова распорными неводами.

Распорный неводник – открытое одномачтовое судно, поднимающее 5-6 т рыбы, улов сдается в дальнейшем на приемную рыбницу.

Парусная реюшка (“фырочный” подчалок) – небольшое двухмачтовое палубное судно для, «фырочного», т. е. поискового, самостоятельного лова (улов сдается на приемную рыбницу). В носовой части устраивается кубрик для 3-4 ловцов, в средней – лари для сетей и дров, в корме – открытый отсек (рис. 190).

Парусная реюшка
Парусная реюшка

Кормовой подчалок– небольшое открытое одномачтовое парусно-гребное судно (рис. 191), служащее для непосредственного лова и базирующееся на стоечную рыбницу.

Бударка- небольшая лодка (длиною по килю около 3,5 м), сопровождающая реюшку.

Кормовой подчалок
Кормовой подчалок

Обводы и конструкция промысловых судов Северного Каспия имеют некоторые особенности.

Спецификация набора этих судов приводится в табл. 58.

Спецификация набора местных типов рыбопромысловых судов северного Каспия
Спецификация набора местных типов рыбопромысловых судов северного Каспия
58 продолжение таблицы
58 продолжение таблицы

Несмотря на ряд недостатков (устарелая конструкция, относительно большой вес, примитивное парусное вооружение), каспийские (астраханские) промысловые суда обладают рядом преимуществ: большой грузоподъемностью, малой осадкой, дешевизной постройки, удовлетворительным ходом под парусами и т. д.

При постройке корпуса, по местным условиям, применяются преимущественно бескокорные соединения и прямослойный лес (ель- на обшивку днища, слань, внутреннюю обшивку кают, люковые крышки; сосна — на остальные части набора).

Соединение частей шпангоута: «лежней» и «ног», производилось прежде с помощью медведок (книц); в дальнейшем верфи постепенно перешли на нормальный футоксовый набор.

Водонепроницаемость переборок обеспечивается постановкой в местах прохода продольных связей войлочных прокладок на густой смоле, а по пазам — конопаткой.

В качестве парусного вооружения промысловых судов Северного Каспия применяются почти исключительно «балансиры» (люгерные паруса), причем передняя и задняя шкаторины делаются параллельными и имеют отвесное направление. Парус состоит из вертикальных полотнищ шириною в прошивке 0,7 м, число которых определяет длину паруса.

Верхняя шкаторина и реек имеют уклон к горизонту 35- 45°. Шкотовый угол делается ниже галсового на некоторую величину (нижняя , косина”).

В табл. 59 приведены основные размеры парусов для рассматриваемых судов (площадь парусности в табл. 57). Мачта делается обычно складывающейся (в пасынках).

Основные размеры парусов местных типов северного Каспия
Основные размеры парусов местных типов северного Каспия

Из промысловых судов других районов отметим очаковскую шаланду (рис. 192), предназначенную для морского лова рыбы плавными и обкидными сетями, камбальными косицами и наживыми крючьями.

Судно — беспалубное, плоскодонное, со шпринтовым вооружением, имеет выдвижной киль и отеличается хорошими мореходными качествами.

Размерения и элементы судна:

длина наибольшая 7,5м

длина между перпендикулярами 6,5м

ширина наибольшая с обшивкой 2,4м

высота борта без киля  0,8м

осадка порожнем: носом  0,3м

грузоподъемность 3 тн.

осадка в грузу носом 0,55м

кормой 0,85м

Парусные и гребные промысловые суда
Морская очаковская шаланда

Если вас заинтересовал любой из проектов вы можете заказать подготовку чертежей. 

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

Верфь деревянного судостроения ЛОГО
“Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.” — Антуан де Сент-Экзюпери

Подпишись на новости сайта!

Популярные записи

Популярная страница

Последние сообщения на форуме

poojyloo
Сапборд "Таис"Сняты фаски на бортах, вышкурен, несколько раз шпатлевал акрилом и … Читать далее
Игорь Важинский
Парусно-гребная лодкаКак говорили Станки:"Зима близко". Может с приходом холо … Читать далее
Антон Супонин
Nordkapp из рейкиБольшое спасибо за этот индивидуальный проект! Обводы переделывали … Читать далее
Kurbanov
Маленькая лодка для рыбалки Аргаз …Не большой обзор/отзыв на приобретённую рыболовную лодку модели Ар … Читать далее
Олег
Видео ссылки на тему строительств …https://www.youtube.com/watch?v=uCbDsm1bGZg Читать далее
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ
  1. Сергей Пинаев
  2. современная столярка без фрезера ЧПУ - уже не вариант, особенно судовая. Время очень дорого стоит, особенно если строишь на арендованных…

  3. Chesnokun
  4. Сергей Пинаев

Статистика

  • 1
  • 131

Интересные страницы

Поделиться

подпишись на новости сайта