§ 20. Виды парусного вооружения - Каноэ каяк лодка

•Виды парусного вооружения•

Глава V

Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения

Тип парусного вооружения определяется числом мачт, их относительной величиной, расположением на судне, а также формой применяемых парусов.

Число мачт на малых судах почти никогда не превышает двух-трех.

Так как нет строго установленной классификации типов парусного вооружения, а существующая практика также нередко расходится в наименовании некоторых типов судов, то приводимая ниже классификация (рис. 116) является условной.

Виды парусного вооружения
Виды парусного вооружения

Одномачтовое судно может быть:

Кэт – если мачта стоит на относительно близком расстоянии от форштевня. При этом судно не несет передних парусов.

Шлюп – имеет мачту, отнесенную дальше от форштевня, чем у кэта, и два паруса: грот и стаксель или три паруса: грот, стаксель и кливер. Шлюп не несет летучего кливера и не имеет бушприта. Грот может быть либо гафельным, либо бермудским, либо гуари.

Тендер – в отличие от шлюпа имеет два или три передних паруса: стаксель, кливер, летучий кливер. Гафельный тендер несет еще топсель. Этот тип вооружения применяется на яхтах крейсерского типа и на больших гоночных яхтах (на гафельном тендере обязательны бушприт с кливером и, непременно, летучий кливер).

Остальные одномачтовые суда предпочтительнее называть по их конструктивному типу с указанием вооружения, определяемого формой и устройством паруса. Например, шлюпка с люгерным парусом, дощаник со шпринтовым вооружением, лодка с латинским парусом и т. д.

Двухмачтовые суда могут быть:

Иол – если короткая задняя мачта установлена позади головки руля. Характерным для иола является наличие бизань-выстрела, без которого управление парусом задней мачты (бизани) было бы невозможно. Грот и бизань могут быть либо гафельными, либо бермудскими, у байдарок иногда гvaри.

Кэч- если короткая задняя мачта (бизань) стоит впереди головки руля.

Шхуна – если задняя мачта по длине равна или превосходит передние. У двухмачтовой шхуны передняя называется фок-мачта и задняя-грот-мачта. У трехмачтовой шхуны соответственно фок-грот-и бизань-мачта.

Кэт-иол — промежуточный тип вооружения, находящий применение на байдарках. Одна из мачт стоит в непосредственной близости к форштевню, а вторая – сзади румпеля. Паруса – обычно бермудские или гуари.

Остальные двухмачтовые суда предпочтительнее называть по их конструктивному типу с указанием вооружения, определяемого формой и устройством парусов. В числе таких судов могут быть двухмачтовые шлюпки с люгерными парусами и стакселем, рыбопромысловые суда с двумя или более парусами шпринтового вооружения и т. д.

Выбор вооружения в значительной мере является произвольным, зависит от усмотрения строителя или конструктора судна и от местных традиций и особенностей. Даже спортивная классификация допускает для некоторых классов яхт произвольное парусное вооружение. Поэтому нельзя дать какие-либо безусловные рекомендации по применению парусного вооружения для того или другого типа судна. Ниже приводятся некоторые общие указания, основанные на существующей в настоящее время практике.

Вооружения кэт и шлюп применяются главным образом на судах сравнительно малых размерений для внутреннего плавания или плавающих вблизи морских побережий, на более спокойных водах.

Тендер был когда-то преимущественным вооружением яхт, затем, по мере увеличения их размеров, яхты начали получать также и шхунское вооружение. Однако, так как шхуна требует большего числа команды, появились промежуточные типы: иол и его видоизменение – кэч, которые проще в управлении, чем шхуна.

Для морского плавания предпочтительнее более низкое парусное вооружение, учитывая его большую безопасность, a для внутреннего плавания выгоднее более высокое, улавливающее ветер из-за берегов и верхушек деревьев.

Справочник по мелким судам

Емельянов Ю.В. Крысов Н.А.  1950г.

Оглавление

Введение

§1. Определение понятия «Мелкое судно»

§2. Классификация мелких судов.

Глава I.  Корабельные шлюпки. 

§ 3. Основное назначение шлюпок.

§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок

§5. Обводы парусно-гребных шлюпок

§6. Конструкция шлюпок

Глава III.  Шлюпки береговых спасательных станций.

 §14. Общая характеристика

§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций

Глава IV.  Спортивно-гребные шлюпки

§16. Общая характеристика и элементы

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок.  А. Шлюпки типа ОСВОД

§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. Б. Шлюпки центральной лаборатории спортинвентаря (ЦЛСИ)

§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.

§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.

Глава V.  Спортивные парусные суда

§20. Виды парусного вооружения.

§21. Формы парусов. 

§22. Особенности парусных судов и их классификация.

§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов

§25. Швертботы.

§26. Туристкие яхты

Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.

§ 29. Общая характеристика. 

§30. Промысловые суда

§31. Различные рабочие лодки 

Глава VIII.  Разъездные катера

§35. Общая характеристика. 

§36. Описание некоторых типов разъездных катеров.

подпишись на новости сайта

банер каяк