Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » § 20. Виды парусного вооружения
Спортивные парусные суда
§20. Виды парусного вооружения
Тип парусного вооружения определяется числом мачт, их относительной величиной, расположением на судне, а также формой применяемых парусов.
Число мачт на малых судах почти никогда не превышает двух-трех.
Так как нет строго установленной классификации типов парусного вооружения, а существующая практика также нередко расходится в наименовании некоторых типов судов, то приводимая ниже классификация (рис. 116) является условной.
Одномачтовое судно может быть:
Кэт – если мачта стоит на относительно близком расстоянии от форштевня. При этом судно не несет передних парусов.
Шлюп – имеет мачту, отнесенную дальше от форштевня, чем у кэта, и два паруса: грот и стаксель или три паруса: грот, стаксель и кливер. Шлюп не несет летучего кливера и не имеет бушприта. Грот может быть либо гафельным, либо бермудским, либо гуари.
Тендер – в отличие от шлюпа имеет два или три передних паруса: стаксель, кливер, летучий кливер. Гафельный тендер несет еще топсель. Этот тип вооружения применяется на яхтах крейсерского типа и на больших гоночных яхтах (на гафельном тендере обязательны бушприт с кливером и, непременно, летучий кливер).
Остальные одномачтовые суда предпочтительнее называть по их конструктивному типу с указанием вооружения, определяемого формой и устройством паруса. Например, шлюпка с люгерным парусом, дощаник со шпринтовым вооружением, лодка с латинским парусом и т. д.
Двухмачтовые суда могут быть:
Иол – если короткая задняя мачта установлена позади головки руля. Характерным для иола является наличие бизань-выстрела, без которого управление парусом задней мачты (бизани) было бы невозможно. Грот и бизань могут быть либо гафельными, либо бермудскими, у байдарок иногда гvaри.
Кэч- если короткая задняя мачта (бизань) стоит впереди головки руля.
Шхуна – если задняя мачта по длине равна или превосходит передние. У двухмачтовой шхуны передняя называется фок-мачта и задняя-грот-мачта. У трехмачтовой шхуны соответственно фок-грот-и бизань-мачта.
Кэт-иол — промежуточный тип вооружения, находящий применение на байдарках. Одна из мачт стоит в непосредственной близости к форштевню, а вторая – сзади румпеля. Паруса – обычно бермудские или гуари.
Остальные двухмачтовые суда предпочтительнее называть по их конструктивному типу с указанием вооружения, определяемого формой и устройством парусов. В числе таких судов могут быть двухмачтовые шлюпки с люгерными парусами и стакселем, рыбопромысловые суда с двумя или более парусами шпринтового вооружения и т. д.
Выбор вооружения в значительной мере является произвольным, зависит от усмотрения строителя или конструктора судна и от местных традиций и особенностей. Даже спортивная классификация допускает для некоторых классов яхт произвольное парусное вооружение. Поэтому нельзя дать какие-либо безусловные рекомендации по применению парусного вооружения для того или другого типа судна. Ниже приводятся некоторые общие указания, основанные на существующей в настоящее время практике.
Вооружения кэт и шлюп применяются главным образом на судах сравнительно малых размерений для внутреннего плавания или плавающих вблизи морских побережий, на более спокойных водах.
Тендер был когда-то преимущественным вооружением яхт, затем, по мере увеличения их размеров, яхты начали получать также и шхунское вооружение. Однако, так как шхуна требует большего числа команды, появились промежуточные типы: иол и его видоизменение – кэч, которые проще в управлении, чем шхуна.
Для морского плавания предпочтительнее более низкое парусное вооружение, учитывая его большую безопасность, a для внутреннего плавания выгоднее более высокое, улавливающее ветер из-за берегов и верхушек деревьев.
Справочник по мелким судам
Емельянов Ю.В. Крысов Н.А. 1950г.
Оглавление
§1. Определение понятия «Мелкое судно»
§2. Классификация мелких судов.
Глава I. Корабельные шлюпки.
§ 3. Основное назначение шлюпок.
§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок
§5. Обводы парусно-гребных шлюпок
Глава III. Шлюпки береговых спасательных станций.
§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций
Глава IV. Спортивно-гребные шлюпки
§16. Общая характеристика и элементы
§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. А. Шлюпки типа ОСВОД
§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.
§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.
Глава V. Спортивные парусные суда
§20. Виды парусного вооружения.
§22. Особенности парусных судов и их классификация.
§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов
Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.
Глава VIII. Разъездные катера
Поделиться
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » § 20. Виды парусного вооружения