Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » § 23. Действующая в СССР классификация спортивных судов
Спортивные парусные суда
§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов.
Классификация Союза ССР включает в себя следующие национальные классы:
a) свободные гоночные классы речных швертботов парусностью 20, 30 и 40 м2;
б) гоночный класс озерных швертботов парусностью в 20 м2;
b) гоночный класс крейсерских швертботов с каютами парусностью 30 м2.
г) гоночные классы озерных и морских компромиссов парусностью 20, 40 и 60 м2;
д) гоночные классы килевых яхт, обмеряемых по формуле:
гоночной длиной 11,6; 14,0; 16,2 и 18,5 м;
e) гоночные классы мореходных крейсерских яхт парусностью 50, 80, 125 и 200 м2;
ж) класс швертботов-монотипов типа «Ерш» с парусностью около 12 м2 и обводами шарпи.
Кроме того, к строительству и применениюрекомендуются следующие международные классы:
a) международные гоночные килевые R-яхты, построенные и обмеренные по требованиям IYRU с гоночным баллом 6 и 8 R-м;
б) яхты-монотипы с бульбкилем «Звездный класс”
Внеклассные крейсерские яхты обмениваются в соответствии с KR-формулой обмера крейсерских яхт (см. стр. 161).
Правила классификации и постройки швертботов и компромиссов
Архитектура судов
a) Форма шпангоутов во всех классах округлая, кроме класса ,,Ерш”, который строится только шарпи, и классов Р2 и Т, в которых допускаются шпангоуты типа шарпи.
б) Обшивка во всех классах вгладь, кроме классов Т и Р2, в которых допускается обшивка кромка на кромку.
в) Сумма длин свесов для компромиссов не должна быть больше 40% длины по ватерлинии.
г) Втыкающиеся шверты запрещены.
д) Балансирные рули запрещены во всех классах, кроме Р2, Р3 и Р4, однако, и в этих классах запрещены балансирные рули, убирающиеся в колодец.
e) Передвижной балласт во всех классах запрещен.
ж) Внутренний балласт допускается только для компромиссов в виде заливки цементом междуфлорного пространства общим весом не более 10% водоизмещения.
3) Планировка палубы в классах Р2, Р3, P4 и М произвольная, в остальных классах ограничивается требованиями табл. 34, помещенной ниже.
Спальные места могут быть выполнены убирающимися (например, из труб и парусины) в количестве: для классов Т, К 2, К4 – 2 места, К 6 – 3 места.
Размеры спальных мест не должны быть меньше:
Длина – 1,85 м
ширина в голове – 0,6 м.
ширина в ногах – 0,5 м.
Вооружение судов
a) Тип вооружения допускается: в классах Р2, Р3 и Р4 — произвольное;
М, Т и К2 – бермудский или гафельный шлюп (с одним передним парусом);
в классах К4 – бермудский шлюп или тендер;
К6 – произвольное.
Бушприты во всех классах запрещены.
Снабжение компромиссов и швертботов
a) Классная яхта должна иметь якоря, якорные цепи или канаты в соответствии с табл. 35.
Постройка швертботов и компромиссов
Рекомендуемые размеры набора для швертботов и компромиссов приводятся в табл. 36.
Размеры в табл. 36 указаны для следующих материалов: обшивка, палуба, бимсы, привальныебрусья, палуба рубки, карлингсы, пиллерсы – сосна или ель.
Гнутые шпангоуты, деревянные флоры, кницы, кнопы, штевни, киль, брештуки, комингсы и крепления – дуб, ясень или равнопрочные им породы дерева.
Усиленные бимсы устанавливаются по обрезам отверстий в палубе (кокпит, рубки, люки и т. д.). Мачтовые бимсы устанавливаются по обе стороны пяртнерса.
Наружными концами бимсы опираются на привальные брусья. При врезке бимсов в брусья или наоборот живое сечение бруса или бимса должно соответствовать табличному. Внутренние концы полубимсов должны опираться на карленгсы, сечение которых не должно быть меньше 70% сечения привальных брусьев.
Для классов Р рекомендуется установка пиллерсов, удерживающих карленгсы, причем сечение пиллерсов должно быть около 50% сечения бимсов. Пиллерсы должны опираться на флоры.
В корпусе должны быть установлены флоры из твердых пород дерева или железа.
Деревянные флоры должны иметь длину по крайней мере 2/3 ширины по ватерлинии в месте расположения флор. У швертботов в районе швертового колодца флоры должны стоять через шпангоут.
Композитный набор допускается в классах К4 и К6, причем классам К4 и К6 соответствуют в части расположения шпангоутов и флор размеры и крепления классов Л4 и Л6.
Крепление обшивки к шпангоутам производится заклепками из красной меди или мягкого оцинкованного железа, причем каждый пояс должен крепиться двумя заклепками, диаметр которых для классов Р2, Р3, М должен быть не менее 2,5 мм, для Р4, К2 и Т – не менее 3 мм, для К4 -не менее 3,5 мм, для К6 – не менее 4 мм.
Каждая ветвь деревянной флоры крепится к закладке болтами:
Р2, РЗ, М диаметром не менее . . . 6 мм
Р4, Т и К2 диаметром не менее . . . 8 мм
К4 и Кб диаметром не менее . . . 10 мм
Каждая ветвь флоры должна крепиться к обшивке не менее чем четырьмя заклепками или болтами:
для Р2, Р3 – заклепкой диаметром не менее. . 3,5 мм
Р4, Т и К2 — заклепкой или болтом диаметром не менее .5 мм
К4 и К6 – болтами диаметром не менее 6 мм
Для К4 и К6 с композитным набором крепление делается в соответствии с правилами постройки композитных яхт Л4 и Лб.
При стыковке поясов обшивки и палубы стыки в соседних поясах не должны располагаться ближе чем через 10 шпаций, через один пояс – ближе чем через 6 шпация, через два пояса – ближе чем через 4 шпации. Через 3 и более поясов допускается расположение стыков в соседних шпациях.
Допускается замена клепки или скрепления болтами склейкой смоляными клеями (типа ВИАМ-БЗ) при соблюдении всех правил пользования этими клеями.
Конструкции, основанные на применении фанеры, шпона и прочих новых материалов, разрешаются при условии обеспечения прочности предлагаемой конструкции, по крайней мере, равной прочности судна, построенного по настоящим правилам.
Такие конструкции допускаются только в классах Р.
Наибольший диаметр мачты не должен быть меньше указанного в табл. 37.
Правила классификации килевых яхт
Классификация гоночных килевых яхт классов Л
a) Яхты классов Л обмеряются в соответствии с обмерной формулой гоночной длины и ограничениями размеров корпуса и вооружения в соответствии с табл. 38.
Длина по ватерлинии определяется из гоночной длины в зависимости от площади парусности. Наибольшая длина судна не должна быть более 1,5 длины по ватерлинии. Остальные размеры судна должны удовлетворять требованиям таблицы.
б) Планировка корпуса должна удовлетворять требованиям табл. 39.
Размеры спальных мест не должны быть
Меньше длина – 1,85 м
ширина средняя – 0,55 м
в) Снабжение яхты не должно быть меньше указанного в табл. 40.
Тип вооружения допускается произвольный, но рекомендуется в классах ЛЗ, Л4 и Лб бермудский шлюп или тендер.
Диаметр круглой мачты должен быть не менее, чем указано в табл. 41.
Классификация мореходных крейсерских яхт классов
Яхты классов О обмеряются в соответствии с классификационной табл. 33.
Основными обмерными размерами корпуса являются длина по ватерлинии (Llw ), ширина наибольшая (B), надводный борт (F), осадка (T) и водоизмещение (D).
Наибольшая длина судна не должна быть больше 1,5 обмерной длины судна по ватерлинии.
Высота надводного борта (F), помещенная в таблице, определяется как среднее арифметическое из суммы высот надводного борта, замеренных у переднего конца ватерлинии, у заднего ее конца и на расстоянии 0,55 Lvl от переднего конца ватерлинии.
Планировка корпуса яхт классов О должна удовлетворять требованиям, приведенным в табл. 42.
Снабжение яхты не должно быть менее указанного в табл. 43.
г) Тип вооружения допускается: яхт класса OV – гафельный или бермудский шлюп или тендер, яхт классов OVIII – гафельный или бермудский шлюп, тендер, кэч или иол, яхт класса OXII – гафельный или бермудский, кеч или иол, яхт класса ОХХ – гафельный или бермудский, кэч или шхуна.
Во всех классах рекомендуется бермудское вооружение. Наибольший диаметр сплошной мачты должен быть не менее: для класса OV – 158 мм, для класса VIII – 192 мм.
Наибольший диаметр пустотелой мачты должен быть не менее: для класса OV – 178 мм, для класса VIII – 217 мм. Для классов II и IX диаметр сплошной мачты определяется из расчета не менее 11,3 мм на 1 м длины мачты для бермудских мачт и 13,5 мм на 1 м длины для гафельных мачт.
Момент сопротивления пустотелой мачты должен быть не меньше момента сопротивления сплошной мачты нужного диаметра.
V. Правила постройки гоночных килевых яхт классов Л и мореходных крейсерских яхт классов О
Минимальные размеры элементов набора, мачт и внутреннего оборудования даны в табл. 44-50.
Размеры, данные в табл. 44-45 для киля, штевней, гнутых шпангоутов, усиленных бимсов, деревянных кнопов и книц, относятся к твердым породам дерева, как-то: дуб, ясень, вяз. В случае замены их на килевых яхтах другими, более мягкими породами дерева, размеры должныбыть увеличены:
Для лиственницы на 5%
Сосны на 10%
ели и сибирского кедра 20%
Для всех остальных частей набора увеличение сечений не обязательно.
Металлические части набора могут изготовляться из стали или железа обычного торгового качества.
Килевая балка должна изготовляться из одной части, без замка. Замок может быть допущен только на яхтах ОXII и ОXX, причем длина замка должна быть не менее шестикратной высоты киля и крепиться не менее чем четырьмя болтами.
Штевни, дейдвуды.
a) Табличные размеры штевней и дейдвудов (табл. 44) относятся к наружным кромкам шпунтов. Ненарушенная шпунтами толщина дерева не должна быть менее двух толщин обшивки.
б) Высота форштевня у ватерлинии для классов Л не должна быть меньше его табличной толщины, для классов О не менее табличной высоты киля.
Ахтерштевень килевых яхт может доходить только до гельмпорта и иметь толщину, соответствующую диаметру баллера. Если на яхте имеется двигатель, то у прохода гребного вала с каждой стороны должно оставаться не менее 0,6 табличной толщины штевня.
Руль. Диаметр баллера для килевых яхт не должен быть меньше табличного диаметра (табл. 44) и должен доходить до верхней кромки пера руля. В пределах пера руля диаметр баллера может быть постепенно уменьшен, доходя у пятки до 0,6 табличного диаметра.
При наличии в руле выреза для винта, баллер должен быть выгнут по вырезу, не будучи перерезанным.
Килевые яхты, в пределах пера руля, кроме подпятника, должны иметь еще рулевые петли, а именно: яхты классов ЛЗ, Л4, Л6, Л8, OV и OVIII 1 шт.
OXII – 2 шт
OXX – 3 шт
Шпангоуты. Яхты классов ЛЗ, Л4, Лб и OV могут строиться только на гнутых шпангоутах.
Классы же Л8, OVIII, OXII и OXX должны строиться на композитном наборе.
На таком же наборе могут строиться и классы Л4 и Л6 (табл. 45-47).
Усиленные шпангоуты. Поперечный набор всех классов должен быть усилен у мачты постановкой усиленных или промежуточных шпангоутов.
При постройке на композитном наборе усиление должно производиться постановкой дополнительных жестких шпангоутов вместо гнутых в количестве, указанном в таблице.
Флоры. На каждом жестком или усиленном шпангоуте должны быть поставлены флоры. При постройке только на гнутых шпангоутах для класса ЛЗ в пределах ватерлинии флоры могут ставиться через шпангоут.
Для класса Л6 флоры, если они кованые, должны ставиться на каждом шпангоуте. Вне ватерлинии флоры могут устанавливаться на каждом третьем шпангоуте.
При постройке на композитном наборе в пределах ватерлинии между жесткими шпангоутами должна ставиться одна флора табличного размера.
Табличная высота листовых флор считается от верхней кромки киля или верхней кромки шпунта штевней. Высота флор над штевнями и дейдвудом не должна быть меньше двойной высоты шпангоута.
Постановка деревянных флор допускается только для класса ЛЗ, причем они должны быть из твердых пород дерева.
Бимсы. Размеры бимсов должны соответствовать табличным (табл. 48). Все бимсы должны опираться на привальный брус, врезаясь в него.
Остающееся под врезкой сечение привального бруса не должно быть меньше табличного (табл. 44).
Усиленные бимсы, проходящие от борта до борта, должны ставиться впереди и позади мачты, у концов палубных отверстий, превосходящих по длине двойное расстояние между бимсами, а в классах VIII, XII и OXX, кроме того, под шпилем или брашпилем и погонами гика-шкотов.
Длина выреза для рубки килевых судов не должна превышать 0,3 длины по палубе. Это требование действительно и для кокпита.
Бимсы пола и кокпита должны иметь размеры полубимсов.
Пиллерсы. По углам самоотливного кокпита должны устанавливаться пиллерсы, надежно опирающиеся на флоры или местные стрингеры, поставленные на 3 -4 шпангоута.
Наружная обшивка. Расстояние между стыками обшивки должно быть не меньше, чем указано ниже.
Для классов Л допускается расположение стыков обшивки в одной шпации не меньше, чем через три пояса. Для классов О стыки обшивки не должны попадать на одну шпацию по всему контуру обшивки в пределах судна по ватерлинии.
Стыки обшивки должны быть разогнаны со стыками палубы и замками закладки, привальных брусьев и стрингеров.
При применении обшивки внакрой, на рейках или многослойной, где соседние пояса склепываются между собой в шпациях, толщина её может быть уменьшена до 0,9 табличной.
Палубный настил. Если палуба обтягивается парусиной, то толщина настила может быть уменьшена на 2 мм против табличной (табл. 44).
Доски настила под парусиной должны быть шириной не более 5 толщин, а для классов О не более 4 толщины.
Палуба, если она не покрыта парусиной, а для классов Л и в случае ее покрытия, должна снабжаться идущим по всему борту ватервейсом (из твердого дерева) толщиной, равной толщине настила, и шириной не менее пятикратной толщины.
Палуба, не покрытая парусиной, должна набираться из брусков шириной не более 2-2,5 толщин палубы, уложенных параллельно диаметральной плоскости или изогнутых по ватервейсу. В этом случае следует в диаметральной плоскости укладывать достаточной ширины мидельвепс, того же дерева и толщины, что ватервейс.
Привальные брусья и стрингеры. Табличное сечение привальных брусьев (табл. 44) действительно для ненарушенного сечения под врезками концов бимсов.
На яхтах классов Л у вант должен устанавливаться дополнительный привальный брус или шельф, перекрывающий 4-5 шпангоутов, с площадью сечения, равной половине сечения основного привального бруса.
Диагональные шины, ридерсы. Суда классов OVIII, OXII и OXX должны иметь диагональный крест из железной полосы по нижней поверхности палубы у каждой мачты.
Суда классов OVIII, OXI! и OXX должны иметь по внутренней поверхности обшивки ридерсы, идущие от вант наклонно под углом около 45° в нос и корму к закладке.
Крепления. Табличные размеры креплений (табл. 49) относятся к диаметру круглых крепления. Квадратные должны иметь равную площадь сечения.
Крепления меньших диаметров допустимы при соответственно большем количестве креплений, дающем равную общую площадь сечения. Если длина крепления необычно велика, то табличный его диаметр должен быть увеличен.
Расстояние оси заклепки от края ни в коем случае не должно быть меньше 1,5 ее диаметра. В конструкции металлических частей набора в самом широком масштабе может применяться сварка.
Для склепывания железных частей набора с наружной обшивкой рекомендуется применение хорошо расклепывающихся латунных заклепок с высотой головки равной 1/3, диаметра и диаметром головки не менее 1,7 диаметра. Допускаются и железные оцинкованные заклепки,
Деревянные шпангоуты рекомендуется крепить к наружной обшивке заклепками красной меди, но допускается применение железных, хорошо оцинкованных заклепок.
Каждый бимс должен быть скреплен с привальным брусом, а полубимсы, кроме того, и с карленгсом.
Крепление должно быть произведено сквозными креплениями, но допускаются, в крайнем случае, и шурупы.
Каждый пояс обшивки должен крепиться с каждым шпангоутом, по крайней мере, двумя сквозными креплениями. Только при очень узких поясах в самых оконечностях судна допускается одно крепление в пояс.
Число креплений при широких поясах должно быть увеличено. Пояса обшивки по закладке должны крепиться шурупами. Шпангоуты из уголка должны крепиться к наружной обшивке заклепками. Нарезные болты с гайками допускаются только там, где клепка невозможна. Диаметр нарезных болтов должен браться больше диаметра заклепки на удвоенную высоту резьбы.
Привальные брусья должны крепиться через каждый шпангоут и обшивку, по крайней мере, одним сквозным креплением табличного диаметра. Крепление стрингера должно быть такое же, как и привального бруса.
При настиле палубы без покрытия парусиной каждый брусок должен крепиться к бимсу наклонным гвоздем через кромку и соединяться с соседним бруском горизонтальным гвоздем в каждой бимсовой шпации. Ватервейс должен крепиться с ширстреком и бимсами при помощи шурупов. Мидельвейс крепится к бимсам, как в акватервейс.
При настиле палубы под парусину каждая палубная доска должна крепиться к бимсу двумя гвоздями, поставленными в раскос.
Диагональные шины и ридерсы должны скрепляться не только с бимсами или шпангоутами, но и с каждым палубным бруском или поясом наружной обшивки при помощи шурупов или заклепок.
Рубки. Стенки рубок должны делаться из досок твердых пород дерева и крепиться к бимсам и карленгсам достаточного размера шурупами. В дополнение к этим шурупам в каждой стенке, в зависимости от ее длины, должны быть 2-5 вертикальных сквозных болтов, идущих по всей высоте стенки сквозь карленгсы и бимсы.
Вспомогательные моторы. Мотор должен устанавливаться на фундамент, состоящий из продольных брусьев, опирающихся на усиленные флоры и шпангоуты.
Крепление фундамента к обшивке не допускается.
Наружный балласт. Диаметры болтов для крепления балластных фальшкилей в зависимости от их формы и величины и расстояния между болтами даны в табл. 50.
Диаметр болтов фальшкиля должен быть не менее чем на 3 мм толще болтов закладки.
Наклонные болты, угол между которыми и отвесом больше 30°, при определении продольного расстояния между болтами не засчитываются.
Внутренний балласт, Внутренний балласт должен быть закреплен совершенно неподвижно и должен опираться на набор, не касаясь наружной обшивки. Рекомендуется опирать внутренний балласт по возможности на кромки флор.
Якоря, цепи. Вес штока якоря должен быть равен 1/5, веса якоря вместе со штоком.
Цепи якорей должны и иметь свидетельства об их испытании.
Шпили, битенги. В носовой части судна для крепления якорного каната должен устанавливаться надежный битенг. Яхты ЛЗ и Л4 вместо битенга могут иметь утку с металлическими тобоймами, крепящимися к палубе.
Для классов Л8, OVIII и OXХ, кроме битенга, для подъема якоря должен быть установлен шпиль или брашпиль.
Водоотливные средства. На судах всех классов должны устанавливаться поршневые помпы надежной конструкции.
Диаметры всасывающих труб не должны быть меньше следующих: для классов ЛЗ и Л4- 25 мм, Л6, Л8 и OV -38 м, VIII -42 мм, OXII 50 мм и ОXX- 63 мм. Диаметр цилиндров должен равняться удвоенному диаметру всасывающих труб.
Суда с вспомогательными двигателями должны иметь вторую трюмную помпу с приводом от мотора.
Закрытия. Суда классов Лб, Л8 и классов должны иметь водонепроницаемую палубу.
Все палубные отверстия должны плотно закрываться крышками и иметь брезентовые чехлы на них. Световые люки на рубке должны быть со стеклами не тоньше 6 мм и должны обязательно снабжаться предохранительными решетками и брезентовыми чехлами.
Высота комингсов палубных отверстий должна быть не менее 5 см над уровнем палубы.
Суда с предписанными водонепроницаемыми палубами должны иметь водонепроницаемые само отливные кокпиты. Пол самоотливных кокпитов должен быть расположен выше ватерлинии и в самой никакой его части должны быть поставлены отливные трубы на каждый борт.
Верхний край комингса у входа в каюту из самоотливного кокпита не должен быть расположен ниже уровня палубы в диаметральной плоскости в этом месте.
Справочник по мелким судам
Емельянов Ю.В. Крысов Н.А. 1950г.
Оглавление
§1. Определение понятия «Мелкое судно»
§2. Классификация мелких судов.
Глава I. Корабельные шлюпки.
§ 3. Основное назначение шлюпок.
§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок
§5. Обводы парусно-гребных шлюпок
Глава III. Шлюпки береговых спасательных станций.
§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций
Глава IV. Спортивно-гребные шлюпки
§16. Общая характеристика и элементы
§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. А. Шлюпки типа ОСВОД
§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.
§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.
Глава V. Спортивные парусные суда
§20. Виды парусного вооружения.
§22. Особенности парусных судов и их классификация.
§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов
Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.
Глава VIII. Разъездные катера
Поделиться
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » § 23. Действующая в СССР классификация спортивных судов