Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » § 21. Формы парусов
Спортивные парусные суда
§21. Формы парусов
На малых судах находят применение следующие виды парусов (рис. 117):
Гафельный парус- четырехугольный парус, пришнурованный верхней шкаториной к гафелю – дереву, упирающемуся в мачту и скользящему при подъеме и спуске пяткой вдоль нее. На парусах старого типа гафель составляет с мачтой довольно значительный угол 50° 40° 30°, в настоящее же время, под влиянием введения бермудских парусов, гафель и верхняя шкаторина ставятся круче к мачте — под углом 20-15°. Гафельный парус долгое время являлся широко распространенным типом в качестве главного паруса на спортивных и других судах малых и средних размеров.
Бермудский парус имеет форму высокого треугольника, передняя сторона которого при постановке паруса скользит вдоль мачты. В современном спортивном флоте бермудский парус получил наибольшее распространение, особенно на килевых яхтах.
Парус гуари поднимается с помощью скользящего вдоль короткой мачты длинного гафеля, который устанавливается почти параллельно мачте. По форме этот парус приближается к гафельному.
Люгерный парус- четырехугольный парус, крепящийся верхней шкаториной к рейку, поднимаемому с помощью фала, который берется на 1/3 длины от переднего нока рейка.
«Крыло летучей мыши» — разновидность парусов: гафельного, бермудского и гуари,отличающаяся выпуклой линией задней шкаторины, жесткость которой достигается за счет зашивки в парус поперечных планок. Этот вид паруса в настоящее время применяется только на шлюпках и на швертботах с вооружением иол или кэч.
Латинский парус- в настоящее время встречается только на некоторых судах местных типов.
Прямые паруса, как правило не применяемые на мелких судах, встречаются, в виде исключения, на некоторых судах местных типов (каюки) и должны быть отнесены скорее к типу так называемых «брифоков», т. е. прямоугольных «парашютных» парусов, так как используют слабые попутные ветры.
Спинакер – парус треугольной формы, укрепляемый к спинакер-гику, который выстреливается с наветренного борта на полных курсах. Спинакер в настоящее время получает особенно выпуклый покрой, придающий ему вид парашюта (двойной или парашютный спинакер).
Китайский парус напоминает парус «крыло летучей мыши», но изготовляется из циновок и имеет большое число ребер жесткости. Этот парус тяжел по весу и сложен в обращении.
Парус со шпринтовом– обычный четырехугольный парус, пришнуровываемый передней шкаториной к мачте и расправляемый при помощи шпринтова или раскоса, идущего наклонно от нижней части мачты к заднему верхнему углу паруса.
Этот тип вооружения сохранился главным образом на промысловых судах местной постройки, ввиду его простоты и большого удобства и быстроты рифления (уборка шпринтова сразу уменьшает площадь паруса вдвое), а также и полной уборки паруса при внезапном шквале. Последнее преимущество исчезает у парусов, имеющих, кроме шпринтова, еще и гик.
Стаксель- треугольный парус, ввязываемый галсовым углом на палубе, а фаловым – на мачте. Поднимается по штагу, откуда и получил свое название.
Кливер – треугольный парус, ввязываемый галсовым углом в бушприт, а фаловым – идущий на мачту.
Летучий кливер – треугольный парус, поднимаемый по стень-штагу выше кливера.
Балун-кливер – треугольный парус выпуклого (но более плоского, чем спинакер) покроя, заменяющий на попутных и слабых ветрах все передние паруса (кливер, летучий кливер, стаксель).
Топсель – треугольный или четырехугольный (рейковый) парус, поднимаемый над другим рейковым или гафельным парусом (в настоящее время на малых судах выходит из употребления). Реек ставится так, что составляет как бы продолжение мачты (или стеньги).
Выбор формы парусов, так же, как и выбор типа парусного вооружения, является более или менее произвольным, так как нельзя с полной уверенностью сказать, что тот или иной парус будет более выгодным в аэродинамическом отношении (даст большую тягу) для судна данного типа. Поэтому высота того или иного вида парусов определяется обычно практическим путем – применительно к местным условиям и особенностям.
Наибольшим распространением в качестве главных парусов в настоящее время пользуются гафельные и бермудские паруса, как наиболее эффективные и простые в обращении. Другие типы парусов имеют ограниченное применение в соответствии с их назначением (стаксель, кливеры, спинакер, балун, рейковые люгерные паруса и т. д.) или только местное применение (шпринтовое вооружение, латинские паруса).
Справочник по мелким судам
Емельянов Ю.В. Крысов Н.А. 1950г.
Оглавление
§1. Определение понятия «Мелкое судно»
§2. Классификация мелких судов.
Глава I. Корабельные шлюпки.
§ 3. Основное назначение шлюпок.
§ 4. Общая характеристика корабельных парусно-гребных шлюпок
§5. Обводы парусно-гребных шлюпок
Глава III. Шлюпки береговых спасательных станций.
§15. Набор шлюпок береговых спасательных станций
Глава IV. Спортивно-гребные шлюпки
§16. Общая характеристика и элементы
§17. Описание некоторых типов спортивно-гребных шлюпок. А. Шлюпки типа ОСВОД
§18. Набор спортивно-гребных шлюпок.
§19. Некоторые иностранные типы гребных спортивных судов.
Глава V. Спортивные парусные суда
§20. Виды парусного вооружения.
§22. Особенности парусных судов и их классификация.
§23. Действующая в СССР классификация спортивных судов
Глава VI. Парусные и гребные промысловые и рабочие суда.
Глава VIII. Разъездные катера
Поделиться
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » § 21. Формы парусов