Главная страница » Проекты лодок мира для постройки » Чесапикский шарпи класса 20 футов
Характеристики:
Вся имеющаяся информация по этой лодке представлена на странице. Если вас заинтересовал проект вы можете заказать подготовку чертежей.
Описание прототипа
Шарпи – парусно-гребная швертовая лодка с V-образным сечением корпуса (в “чесапикском” варианте).
Чертежи лодки впервые опубликованы Г. Шапелем в статье “Чесапикские шарпи и скипджеки” журнала “Яхтинг” за 1943 год и позже в более подробном виде представлены в его книге “Строительство лодок”. Они приведены ниже:
Фиг 1. Проекция “корпус”; чертеж бакового фальшборта (“Чок рейла”) с размерами; боковая проекция и “полуширота” с рисунком обшивки дна, строевыми киля, скул и планширя (chine, sheer) и килевого шпунта (keel rabbet); разметка кокпитов и строевые швертового колодца; чертёж с промерами руля и шверта, а также чертеж короткого бушприта; Отдельно – таблица промера высот по 11 точкам промеров (нос, корма и 9 шпангоутов):
в первом блоке промеры высоты от ОП (на чертеже – base) до ватерлиний (сверху-вниз) подошвы киля, шпунта киля, скулы, планширя, палубы в ДП;
во втором блоке промеры широт по чертежу с акцентами на шпунт, скулу, планширь и кокпит.
Прим.: ключ к чтению чертежей и таблицы промеров на стр. 56 – 70 книги “Boatbuilding” Howard Chapelle. Размеры в футах, дюймах и восьмых. То есть 3-2-3 означает 3 фута и 2 3/8 дюйма.
Эта лодка заинтересовала сотрудников Чесапикского морского музея. Хотя у Г. Шапеля она была обозначена “рыбацкой (устричной) лодкой вооруженной для гонок”, в ней угадывались обводы больших парусных гоночных каноэ, эволюционировавших из традиционных каноэ и китобойных лодок (вельботов) северо-востока Америки, но с более простой конструкцией модифицированных “шарпи” (V-shaped) с двумя скулами и треугольным дном и килем.
Сотрудники музея построили рабочую модель лодки (фиг 3,4).
В результате работы над моделью с целью постройки полноразмерной лодки (далее – Прототип) выяснили, что набор лодки при строительстве ее по технологии из фанеры, оклеенной стеклотканью, – черезмерен. В следствии уменьшенного веса и для комфорта также было принято решение увеличить ширину. В итоге лодка имела следующее техническое описание:
Как и на конструктивном чертеже фиг. 2 он представляет киль, штевни с брештуками, скуловые стрингеры, привальные брусья по бортам, в которые врезаны топтимберсы шпангоутов (см фиг. 5), но частота шпангоутов занчительно уменьшена. Флор-тимберсы (с проделанными в них шпигатами) также значительно уменьшены в кол-ве и служат усилениями в местах напряжения, и также как флоры под пайол в кормовом кокпите. Проведены по бортам и дну стрингеры, но необходимость в них позже вызвала сомнения; рекомендуют продумать необходимость их использования.
Для настила палубы на баке и юте, а также в центральной части в месте перехода от одного кокпита к другому (короткий спардек), положили бимсы, врезанные в привальные брусья.
Кормовой кокпит устроен с полубимсами, опирающимися на привальные брусья с одной стороны и на карлингсы – с другой; с комингсами, которые крепились к карлингсам и двум бимсам, ограждающим кокпит. Практически повторяет конструктивный чертеж фиг. 2.
Носовой (“пассажирский”) кокпит не имеет полубимсов. Он был расширен. Длина сохранена.
Полупалуба там (8″ или 20 см) опирается на висячие кницы; комингсы крепятся к двум ограждающим кокпит бимсам и к висячим кницам (фиг. 6). Данное изменение отлично от конструктивного чертежа.
Для дополнительного усиления ДП и поддержки “королевской планки” (планка по диаметральной линии, в которую в носу и корме врезается настил палубы) в трех местах (у мачты, в миделе под спардеком, примыкая к переборке, и у кормы) установили диагональные пилерсы; также пару пилерсов установили в кормовом кокпите для дополнительной поддержки карлингсов. Для этой же цели связали карлингсы кормового кокпита с бимсами посредством горизонтальных треугольных книц в четырех углах. В общем, такой способ повторяет исходный конструктивный чертеж, за исключением переноса пары пилерсов под спардеком к переборке и отсутствия горизонтальных книц в носовом (“пассажирском”) кокпите.
Подготовка к установке рангоута (мачты и удлненного бушприта) повторяла конструктивный чертеж с фиг.2. Также остались без изменений перо руля и румпель (с составляющими), шверт и швертовый колодец (с сотавляющими).
На пол кормового кокпита положили настил (пайол) с возможгностью доступа под него (сделали его съемным).
Кормовой штевень и его конструкция повторяли основной чертеж. Носовой штевень был изменен и превращен в клипер-штевень (фиг.7). Также был установлен более длинный бушприт, отличный от рисунков на фиг.2.
Фиг.7 Клипер-штевень. На данном примере состоит из штевня (wave cutter) и двух (по две с каждого борта) горизонтальных книц гальюна (две идущие почти параллельно к носу рейки, которые сдерживают штевень, усиливая его поперечное сопротивление, передаваемое от бушприта)
Палуба настилалсь по типу с “королевской планкой” (“sprung plank”). По внешней стороне в месте соединения верхней кромки обшивки с палубой для того, чтобы закрыть это место соединения и предохранять борта, был установлен буртик (размерами и формой как на основном чертеже). В носовой части оборудован низкий фальшборт (“чок рейл”), повторявший по форме и размерениям его чертеж на фиг. 1.
В кормовом кокпите размещена банка для гребца/гребцов, примыкавшая к переборке узкого спардека. Были оборудованы места под уключины, куда устанавливались уключины при необходимости.
В результате был построен опытный образец лодки, который стал, по существу, рабочим образцом популярного и дорогостоящего Log Canoe, на котором обкатывали нюансы расположения
парусного вооружения и готовили команду в процессе строительства самого каноэ, заложенного по чертежам данного Прототипа, 20 футового шарпи (фиг. 9).
Материалы, которые использовались в Прототипе:
Набор – белый дуб
Обшивка – композит из фанеры, оклеенной стеклотканью Руль и шверт – дуб
Палуба – кедр (толщина 12,7 мм)
Пайол – кедр (толщина 12.7 мм, ширина 63,5 мм)
Комингсы – красное дерево (толщина 12,7 мм, ширина 76,2 мм) Буртик (полукруглый 34,93х28,58 мм) и “чок рейл” – дуб
Бушприт – твердая сосна
Прим.: ширина/толщина и диаметр брались из описания “леса” (набора и обшивки) для постройки лодки, см фиг. 2.
Дальнейшая судьба прототипа.
Как было упомянуто выше, лодка с изменениями в первоначальный проект стала переходным этапом экспериментов, приведших к постройке типичного Racing Log Canoe (Парусный гоночный каноэ, или лог каноэ). С середины 19 века их сохранилось всего 22 единицы и новая 20 футовая версия стала первой, построенной за столетие в наше новое время (фиг. 10). Построенная по технологии лог-каноэ она также претерпела изменения в оснащении и в “схеме палубы” (перешли к одному большому кокпиту без спардека; установили вторую мачту), но, в целом, повторяла композитный Прототип, его размерения и обводы.
Материал публикации предоставил: Станислав Широков.
Подпишись на новости сайта!
современная столярка без фрезера ЧПУ - уже не вариант, особенно судовая. Время очень дорого стоит, особенно если строишь на арендованных…
Ценители красивых быстрых лодок обязательно найдутся!)
Приветствую!Интересуюсь байдарками
Почему не красиво? Нормальная лодка.Не строит только ни кто, взможно из уважения к Бьерну Томассону, поэтому и фото других нет.
Главная страница » Проекты лодок мира для постройки » Чесапикский шарпи класса 20 футов
Совершенно с вами согласен. И ЧПУ фрезер и вакуумный пресс имеется. Надо просто добавить в список оборудования, займусь на днях