- Стапель лодки и выставка на нем киля и шпангоутов.
Продолжение книги “Как построить лодку” Э. Гардель и В. Бургарт.
В дальнейшем постройка лодки ведется на стапеле. Стапелем называется брус или толстая доска приблизительно одной длины с килем лодки, укрепленный так, чтобы верхняя кромка его была на 30 — 40 см от пола. Проще всего стапель лодки устроить из трехдюймовой доски шириной 9 -10 дюймов. Доска устанавливается на ребро, для чего к ней прирубается несколько подставок из обрезков такой же доски. Если помещение имеет пол земляной, то надо сначала уложить лежни, а к ним уже крепить подставки, Устройство стапеля видно на рис. 12. “Стапель лодки”
Можно стапель лодки устроить еще иначе, например, в виде длинных низких козел. Важно только, чтобы стапель был укреплен надежно, а верхняя кромка бруса была бы горизонтальна, т.-е. без уклона в какую-либо сторону. Для проверки этого на брус стапеля кладется одной своей стороной угольник. Другая сторона его при этом должна быть отвесна. Отвесом может служить всякая тонкая нитка с привязанным к ней тяжелым предметом: кусочком железа, камнем и т.д. Если имеется ватерпас, то лучше всего выверить положение стапеля по нему.
Над стапелем прикрепляется к потолку брусок или жердь, к которому потом будут прибиваться распорки для удержания на месте строящейся лодки.
На подготовленном таким образом стапеле устанавливается киль со скрепленными с ним штевнями и укрепляется распорками, идущими от штевней к потолку. Самый киль заклинивается между планками, прибитыми к стапелю, как показано на рис. 12. Прежде чем закрепить окончательно распорки штевня, положение его надо выверить отвесом.
После установки и выверки киля со штевнями, намечают на киле места для шпангоутов. Для этого всю длину киля нужно разделить на 7 частей, как показано на таблице II, и прочертить поперек киля линии, которые и укажут, куда ставить шпангоуты. Метка для шпангоута № 1 должна быть на 74 ½ см от заднего конца киля. Метка № 2 на 77 ½ см от метки № 1, метка № 3 на 73 см от метки № 2, метка № 4 на 77 ½ см от метки № 3, метка № 5 на 77 ½ см от метки № 4 и, наконец, метка № 6 на 98 ½ см от метки № 5 и на 101 ½ см от переднего конца киля.
Шпангоуты №№ 1, 2 и 3 устанавливаются так, чтобы на метку попал передний край шпангоута, а самый шпангоут лег бы в корму от метки, Шпангоут № 4 устанавливается на метку своей серединой, а носовые шпангоуты № 5 и № 6 ставятся задней кромкой на метку, так что сами шпангоуты находятся впереди меток- в нос от них. Все шпангоуты ставятся так, чтобы намеченная на них средняя линия попала бы на среднюю линию, пробитую вдоль киля.
Поставив, как указано, шпангоут, делают через серединную дыру его метку на киле. Сняв шпангоут, просверливают в киле по метке дыру для гвоздя. Затем шпангоут ставится опять на место, и в приготовленную дыру загоняется гвоздь, длина которого на 3 – 4 см больше общей толщины киля и шпангоута, Гвоздь пока что загоняется еще не совсем, а лишь настолько, чтобы удержать на месте шпангоут.
Сверху шпангоут прикрепляется двумя распорками к бруску на потолке, как показано на рис. 13.
Средняя линия шпангоута при этом должна быть отвесна, что проверяется отвесом. Правильность расположения шпангоутов проверяем еще следующим образом. Между форштевнем и ахтерштевнем натягиваем нитку так, чтобы она проходила через середину их. Затем около шпангоутов держим отвес так, чтобы нитка его касалась бы нитки, натянутой между штевнями. Нитка отвеса тогда должна пройти как раз против средней линии, намеченной на прибитой к шпангоуту доске. Когда таким образом середины всех шпангоутов выравнены в одну линию, прибиваем сверху к ним рейку, концы которой прикрепляем к штевням. Рейка должна быть одинаковой по всей длине ширины и прибита к доске, которая временно соединяет обе половины шпангоута, как раз по середине ее. Теперь остается только проверить, стоят ли шпангоуты в точности поперек лодки, не перекошены ли. Для этого прикладываем угольник к прибитой сверху рейке и легкими ударами поворачиваем шпангоут до тех пор, пока прибитая к нему доска не пойдет ровно по другой стороне угольника. Добившись правильного по всем направлениям расположения шпангоутов, скрепляем их еще между собою и со штевнями рейками, прибитыми к доскам, скрепляющим шпангоуты. Эти рейки видны на рис. 13.
Теперь можно окончательно забить гвозди для скрепления шпангоутов с килем, которые этим будут теперь притянуты друг к другу уже в совершенно правильном положении. При вычерчивании и обработке шпангоутов, а также при установке их могли получиться неточности, которые могли бы нарушить правильность очертаний лодки, или могли бы быть причиной неплотного прилегания обшивочных досок к шпангоуту, если их не исправить. Для проверки прикладываем к шпангоутам тонкую длинную рейку. При этом рейка должна свободно огибать шпангоуты, не отставая от них.
Прикладывая рейку, мы первым делом заметим, что она прилегает к шпангоуту не по всей ширине ее, а только к кромке, как показано на рис. 14. Чем дальше в нос и в корму, тем больше угол между рейкой и шпангоутом. Ясно, что было бы весьма затруднительно крепить обшивочную доску к шпангоуту, который прилегает к ней только одной своей кромкой, поэтому шпангоуты надо скашивать по наружному обводу, следуя указаниям рейки, прикладываемой на разной высоте.
Осторожно подтесывая, где нужно, надо добиться того, чтобы рейка свободно огибала все шпангоуты, плотно прилегая к ним, на какой бы высоте ее ни прикладывали. Когда это достигнуто, проверяем еще раз правильность установки шпангоутов и исправляем, если что сдвинулось. Убедившись, что все правильно, прибиваем к шпангоутам еще по второй рейке с каждой стороны ниже первой для лучшего скрепления их между собой.
Продолжение следует…