12. Руль лодки
Продолжение книги “Как построить лодку” Э. Гардель и В. Бургарт.
Рулю придается форма, показанная на таблице II. Составляется он из двух частей, одна из которых вытесывается из слегка искривленной штуки. Кривизна этой части должна быть меньше кривизны ахтерштевня настолько, чтобы верхний конец ее стоял бы приблизительно прямо, если нижнюю часть приложить к наклонной часть ахтерштевня, К этой кривой части руля пригоняется доска, которая опиливается по кривой линии, как показано на табл. II.
Кроме того, у дверей оба крюка или штыри ставятся на дверной раме, у лодки же нижний штырь сидит на ахтерштевне, а верхний на руле. Выковываются петли из железа толщиной 3/16 дм. Устройство петель и крючьев на руле и на ахтерштевне видно на рис. 24.
В образованное щеками отверстие вставляется румпель. Если, как на нашей табл. II, голова руля несколько наклонена назад, то румпель делается слегка изогнутым, чтобы конец его не слишком поднимался бы вверх. Для румпеля выбирается кусок березы, имеющий подходящую естественную кривизну длиной 85 – 90 см. Размер румпеля у руля 6 см на 6 см. К заднему концу румпель постепенно суживается до размеров 4 см, а к переднему он закругляется и постепенно утоняется до 4 см в поперечнике. Румпель показан на рис. 26.
У заднего конца румпеля просверливается дыра, в которую закладывается деревянный шпенек, чтобы румпель не мог выскочить со своего места.
Продолжение следует …