Уключины и весла - из книги “Как построить лодку”
Игорь Расчётин

Игорь Расчётин

Уключины и весла.

Продолжение книги “Как построить лодку”  Э. Гардель и В. Бургарт.

Начало книги

Для подушек под уключины приготовим два куска березы размерами 7 см на 7 см, длиной 45 см. В расстоянии 7 см от середины осторожно просверлим сверлом 1 1/4  дюйма две дыры, или выдолбим такие дыры полукруглой стамеской. Концы подушек сверху несколько скашиваем, затем просверливаем отверстия для четырех гвоздей и крепим их к борту между четвертым и пятым шпангоутом, как показано на табл. 1. Затем приготовим из березы четыре круглые палочки или нагели, толщина которых 3 ½  см, а длина 17 см.

Концы нагелей пригоняем по дыркам и вставляем их в подушки. Пригонка должна быть такая, чтобы нагели плотно держались, но не раскалывали бы подушку.

Весла вытесываются из толстых досок или из жердей. Длина их делается 3 – 3 1/2 м, длина лопастей около 1 м, ширина лопастей 10 – 13 см. Толщина лопастей в середине 3 см и уменьшается к краям. Остальная часть весла делается круглой, при чем толщина у лопасти 4 1/2 см, а у верхнего конца 7 см. Самый конец на длине 15 см утоняется до 4 см. Вид и размеры весла показаны на рис. 27.уключины и весла

Окраска и осмолка

Для предохранения дерева лодки от скорого загнивания, лодку необходимо или покрасить масляной краской или осмолить.

Однако до этого лодку следует внимательно осмотреть, нет ли где трещин или щелей, которые могли бы быть причиной течи, когда лодка будет спущена на воду. Все щели и трещины следует тщательно проконопатить паклей.

При окраске масляной краской прежде всего лодку надо тщательно очистить от стружек, грязи и пыли. Затем лодка вся покрывается разогретым вареным маслом. Если лодка стоит под открытым навесом, то для окраски надо выбрать тихие дни, чтобы ветром не наносило бы пыли и мелкого песку на свежую краску.

Когда грунтовка маслом высохла, лодка шпаклюется, т.-е. особой замазкой из белил, масла и мела заполняются все щели, трещины и выбоины на обшивочных досках, а также все луночки, сделанные для головок гвоздей. (В лодочных мастерских шпаклевка приготовляется на подмазачном лаке. ) Лучше всего брать имеющиеся в продаже готовые тертые краски, разводимые до нужной густоты вареным маслом. Краска держится тем лучше, чем тоньше слой ее. Поэтому при окрашивании надо на кисть не брать слишком много сразу и хорошо растереть ее кистью по окрашиваемой поверхности.

Окраска дает лодке более красивый вид, но предохранение дерева с таким же успехом достигается осмолкой. Обыкновенная древесная смола разогревается в котле до полного разжижения. При этом надо следить, чтобы огонь не перекинулся в котел, так как смола легко вспыхивает. Разогретая смола наносится на лодку кистью, сделанной из старых раскрученных веревок. Смолою покрывают все части лодки, как снаружи, так и изнутри. Через два-три дня, когда смола отвердеет, наносится второй слой.

Продолжение следует …

подпишись на новости сайта

банер каяк