Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » Малое судостроение у басков. Часть 3
Станислав Широков
Ранее мы уже обсуждали происхождение слова “чалупа” его этимологией от старофранцузского – “створка ореха, скорлупа”. Второй важный термин, дошедший из прошлого и явно заимствованный басками из индоевропейских языков – наименование небольших (и это важно отметить) лодок словом “баттела” (battela). Существует многообразие вариаций этого слова, что мы, конечно же отразим ниже, но их корень, бесспорно, восходит к праиндоевропейскому глаголу “бить, выбивать”. Как читатель может заметить, речь идет о судостроительном процессе, несомненно, имеющем отношение к процессу производства первых древесных судов – к моноксилам, иначе – долблёнкам.
Это важный момент, который, по мнению автора, указывает на осмысление как этапов строительства лодок, так и технологий, которые, в свою очередь, непременно связаны с ростом размеров судов. Маленькие лодки – более близки к долблёнке. Более крупные – к составным корпусам, где плотник вытесывал несколько элементов, которые собирались воедино, связывая их друг с другом зачаточными шпангоутами.
Факт заимствования также интересен, но не принципиален. В баскском языке существует свое слово, обозначающее “судно” и принимающее участие в образовании таких слов, как кораблестроение, или судоходство (“онтци”), но типы кораблей и лодок назывались словами, заимствованными из, скорее всего, языков римской и следующей сразу за ней эпох, когда крупное судостроение у басков начало развиваться стремительными темпами и появилась необходимость различать корабли лексически.
Итак, поговорим о самой маленькой лодке. Хочу напомнить, что в принципе исконные типы Бискайских лодок внешне схожи и отличны лишь размерениями. Мы их опишем предельно кратко. Остановимся только на самом маленьком и самом крупном объекте. Осветим также спортивные типы лодок, которые имеют исключительно национальное происхождение, и тот базисный тип, потомками которого они являются. То есть поговорим подробно о “баттелах”, “чалупах” и “трайнеруа”. Также мы не будем касаться явно пришедших с севера или из Средиземноморья типов судов, которые, хотя и использовались мореходами Бискайского залива, но являются явными заимствованиями.
Самым маленьким судном считается лодка с названием (целой чередой вариаций названий) “баттела” (баттел, бател, баттелеку или баттелику). Наличие такого разнообразия названий связано с разделенностью басков на испано- и франкоговорящие земли и 7 диалектов баскского языка. Также надо отметить, что спортивная федерация Страны Басков официально признаёт 4 типа традиционных гоночных лодок:
– “баттелику” – 2 гребца и “патрон” (лодка распашная, гребцы по одному на банку);
– “баттел” – 4 гребца и патрон (лодка распашная, гребцы по одному на банку);
– “трайнерилья” – 6 гребцов и патрон (распашная лодка, гребцы по одному на банку)
– “трайнеруа” (“трайнера”) – 13 гребцов и патрон (распашная, гребцы по-парно).
Это надо иметь в виду, потому что в случае спортивных лодок наименования прописаны “документально”, но, всё же, они отличны от народного понимания, где указанными терминами с корнем “бател” обозначают любую лодку с количеством гребцов до 4 человек, сидящих по одному гребцу на банку или, иначе, до четырех уключин на борт.
Так случилось, что на момент интереса историков к этому типу лодок в 70-х годах прошлого столетия они смогли обнаружить только 4 -5 более-менее сохранившихся образца. Остальные были переоборудованы в моторки (“чипироньеры”), или попросту сгнили, были сожжены и так далее.
Такая ситуация не могла оставить равнодушными этих энтузиастов, потому как была незаслуженно попрана былая слава небольшой рыбацкой лодки, широко распространенной на побережьях от Галисии до провинции Лабурд еще с 1353 года (самое раннее свидетельство о “баттела” зафиксировано в “Орданансе братства Де Бермео”).
Это типичная рабочая лодка длиной 5 – 6 метров и шириной в миделе 1,30 – 1,50 метров с острым носом и кормой, в современном (начиная, видимо, с 19 века) виде с полукруглым планширем кормы (такие “модные” формы повторяются и в больших лодках). Она была чуть ли ни у каждого рыбака и использовалась в эстуариях Бискайского залива и в многочисленных гаванях и бухтах как для частной рыбной ловли, так и для перевозки людей.
Формы штевней типичны для ставших “трендовыми” с 20-х годов гоночных форштевней. Их популярность обусловлена популярностью гребного спорта и, конкретно, такого типа лодок, как “трайнеруа”. Здесь, друг от друга, они немного отличаются исключительно по причине разных вариантов исполнения лодок.
В порте Сокоа нашли целый сохранивший экземпляр корпуса лодки, с которого были сняты размеры и сделаны чертежи. На данный момент две восстановленные лодки получили статус “национального достояния”. А с появлением регаты “Тейнк Трофи” в 1993 году под эгидой ассоциации “Ур Икара” (маршрут её пролегает из порта Сокоа до Бильбао) популярность резко возросла. Надо отметить, что этому способствовала также доступность таких лодок, построенных по историческим чертежам, но по технологии тканевого полиэфирного строительства (“из стеклоткани”) с конца 80-х годов.
Ниже мы подробно опишем технологию традиционной постройки лодки “баттела” (“баттелеку”). Сразу хотелось бы отметить несколько характерных черт традиционной постройки небольших судов: работают с полу модели; сборка осуществляется на стапеле, на киле (килем вниз), и несмотря на то, что клинкерная обшивка ушла в прошлое, строят лодку “по старинке”. Шпангоуты распределяют позже. При этом для легких и небольших лодок составные шпангоуты не применяются.
Итак, на первом этапе корабел готовит полумодель из двух пород дерева, чтобы, как сейчас определяют сами строители, разделить зоны над и под ватерлинией. Хотя они признают, что делают это, отдавая дань старым традициям.
После этого готовят стапель, на который закладывают дубовые киль и фор- ахтер-штевни. В них выделывают шпунт. Обшивку фиксируют к штевням и килю, но 3 или 4 ярус оставляют неоконченным. В этом месте проходят стойки, удерживающие стапель. По обшивке в местах будущих гнутых шпангоутов распределяют медные гвозди заклёпок.
Шпангоуты из “ложной акации” (Robinia pseudoacacia) подготавливают нужной длины и разогревают паром. В таком состоянии их устанавливают в корпус лодки и тут же (пока шпангоут распарен) прибивают медными гвоздями, расклёпывая их “бутеролью” (чашечным молотом). Работа требует быстроты и сноровки.
После этого удаляют стапель, закрывают 3 или 4 пояс обшивки и переходят к отделке.
Лодка традиционно получает планширь, который накрывает верхних слой, но не шпангоуты. Внутренний привальный брус, на котором кницами крепятся банки гребцов. Иногда “баттела” застилается палубой (пайолом). Два полу кнехта на носу, на небольшом фальшборте. Полубак и полуют оформлены палубами, покоящимися на бимсах. Традиционные уключины разного типа и вёсла (из одной штуки дерева или нескольких элементов).
Со слов одного из мастеров, при постройке лодок более 18 метров они переходят к технологии сборки таких лодок, дополняя гнутые шпангоуты – шпангоутами, состоящими из трех элементов (флор- и топ- тимберсы). Таких шпангоутов добавляют по одному через каждые 4-5 гнутых для того, чтобы обеспечить жесткость корпуса, не потеряв в его “эластичности”. Из рассказов старожил также следует, что раньше баковый и ютовый шпангоут делали также составным. Расстояния между шпангоутами также стандартные – 70 см. В местах изгиба линий полуширот – 50 см.
Как может видеть читатель, складывается впечатление, что традиционные методы строительства имеют долгую историю. При реконструкции “китобоя” из второй части этой работы, лодку восстанавливали по обнаруженным остаткам. Так как лодка была крупной, массивной и предназначалась для открытого океана, то собиралась она исключительно из дуба, применяя массивные доски (три нижних гладких пояса из 30 -32 см досок; два пояса клинкера – 20 см доски), но точно также: килем вниз, на киле и штевнях.
При желании и необходимости лодка оснащается одной мачтой, и превращается в кэт. Маленькие лодки (по крайней мере исходя из фото свидетельств) оснащались исключительно люгерным парусом (родиной которого, к слову, считается Биская). Мачта заваливается, чтобы сместить ЦП к корме. При этом используется навесной руль.
Рыбацкие “баттелы” большего размера, но не перешедших в другую категорию увеличением количества уключин на борт (гребцов) называются “баттела хандиа”, что просто означает “большая баттела”. Там, зачастую, не ограничиваются одной мачтой.
Рассказ об этих самых маленьких представителях баскского судостроения стоит дополнить тем, что баски любят раскрашивать лодки в броские цвета и при их отделке каждый судовладелец пытается выделиться. Конечно же такая практика не была принятой ранее, когда лодка использовалась исключительно для рабочих целей
Подпишись на новости сайта!
смотре этапы как зачарованный странник ! 5 звезд однозначно
Совершенно с вами согласен. И ЧПУ фрезер и вакуумный пресс имеется. Надо просто добавить в список оборудования, займусь на днях
современная столярка без фрезера ЧПУ - уже не вариант, особенно судовая. Время очень дорого стоит, особенно если строишь на арендованных…
Ценители красивых быстрых лодок обязательно найдутся!)
Приветствую!Интересуюсь байдарками
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » Малое судостроение у басков. Часть 3