Онега. Экспедиция. Протяженность 416 км.
1 день 23.06.2025 г – прошли 46 км.
В Каргополе собрались в 6 утра. Машина с лодкой и двумя участниками прибыла накануне вечером. Остановились в гостевом доме, что дало возможность тем, кто прибыл на поезде переодеться и выпить кофе.
На воду спустились в районе «Мотофлота». Пока собирали и укладывали вещи и снаряжение, прошло 2 часа. Стартовали в 9 часов утра.
Сделали небольшой круг под парусом и пошли в центр Каргополя на встречу с нашим другом Татьяной Коробовой, сотрудником Каргопольского музея.
Пороги «Мертвая голова», что вблизи города Каргополя, прошли с удовольствием и быстро. До порогов шли под парусом, а сами пороги проходили на веслах.
Неожиданно берега реки оказались высокими и крутыми, так что с местами стоянок оказалось не все так просто. Можно ориентироваться по нашему треку. Первая стоянка на ночь на подъезде к реке для рыбаков. Палатки ставили на верху на лугу.
2 день. 24.06.2025 – прошли 57 км.
Шли под парусом в слабый ветер, когда он пропадал помогали веслами.
Останавливались у деревянной церкви Николая Чудотворца в деревне Трофимовская. На берегу забыли фотоаппарат и дальше пошли уже без снимков.
Посетили в селе Архангело церковь Архангела Михаила 1803 г и Сретенскую церковь 1715 г.
В населенном пункте Семеновская через реку натянут трос для парома.
На ночь встали на берегу в заброшенной деревне урочища Москвитинское.
3 день. 25.06.2025 г. – прошли 46 км.
Слабый ветер. Грести особого желания нет. Ловили порывы, временами гребли.
На пути была понтонная переправа. Преодолели ее лихо. Все выгрузили из лодки и на приготовленных мягких стропах перенесли через дорогу. Проходили ее по правому берегу. Поставили мачту, подняли парус, поймали ветер и пошли. Ветер посвежел, временами разгонял лодку до 10 км/ч. Но радовались мы не долго. В середине дня он стих совсем и только весла да течение помогали нам двигаться вперед.
На пути повстречался временный деревянный мост. Пришлось опять убирать паруса и мачту. Примерно в полукилометре от моста паромная переправа с тросами над водой.
На ночь встали на высоком берегу, привлекла беседка.
Она нас здорово выручила на следующий день.
Пройдено всего 148 км.
4 день. 26.06.2025
С утра льет дождь. Ветер. Холод. Решено сделать дневку. Дождь идет весь день. Сидим в палатках, читаем. Иногда выходим греться у костра.
5 день. 27.06.2025 г.
Ветер до 10 м/с, порывы до 14 м/с. Взяли рифы на парусе, уменьшив его площадь вдвое до 6 м.кв. и пошли. Все шло хорошо, пока не дошли до Бабкинских порогов (если правильно название от местных услышали).
Мель, камни. А шли бодро под парусом и напоролись. Ничего не предвещало: ни бурления, ни торчащих камней. Ударились, накренились, черпнули воды и плотно засели в камнях. Спустили парус, сняли перо руля, залезли в воду и поволокли по камням нашу лодочку. Каждый скрип, каждый удар о камень болью отзывался в наших сердцах. Это плата за прохождение по Онеге. Ребята, смотрите трек, не ходите там. Обходите этот остров Невезения слева.
На ближайшей переправе, где берег позволял поставить на место парус и руль, надеялись рвануть дальше вдоль по реке как уперлись в встречный ветер на несколько километров. Причем ветер компенсировал течение реки, и если не работать веслами лодка стояла бы на месте. Через пару часов мы почти не сговариваясь решили, что нам это все не нравится и разбили лагерь на берегу.
За день прошли 29 км, а по ощущению – 129 км. (спасибо прогнозу погоды за удачную формулировку)
Всего пройдено 177 км пути.
6 день. 28.06.2025г. – 52 км.
Чтобы не бороться с ветром поставили мотор 6 л.с. Легко пошли и расслабились. Да и ветер стих. Разлеглись в лодке с термосами, сушками и прочими вкусняшками. Наслаждались видами берегов, вели неспешные морские разговоры о преодолении водных пространств и нежданно негаданно на полном ходу вошли в Бирючевские пороги у деревни Пустынька. Вот это был по-настоящему приятный сюрприз.
Лихо покатались на волнах первых порогов и остановились в уютной заводи с обратным течением, где и встали на ночь.
7 день. 29.06.2025 г. Прошли – 93 км.
Утром познакомились с местным жителем Денисом, что возвращался с рыбалки. Он нам поведал о ежегодных смельчаках, что спускаются от Лачи до Белого моря, бьют лодки на порогах: Малая голова, Медвежьи зубы, Сундук, Стол (это только те, что мы запомнили). Рассказал о печальной судьбе деревни Пустынька, деревянном храме 16 века, предложил рыбы и попрощался. Напоследок сказав, что сам давно собирается спуститься с семьей по реке, да все дела и заботы, да и как лодку обратно доставить?
На порогах было очень здорово прыгать на волнах, уворачиваться от камней. Сняли отличное видео на камеру гоупро. Жаль вам не показать. На спокойной воде, идя под мотором, налетели на камень и от удара камера полетела за борт. Делал фото в этот момент. Плата за проход по реке день о то дня становится все дороже. Оставшуюся камеру веревочкой привязали в себе. А что раньше так не сделали?
И.Бартенев, Б.Федоров: “В пятнадцати километрах от Ярнемы на зеленом холме стоит древний погост Турчасово, откуда открывается чудесный вид на долину Онеги и бескрайние поля. Не случайно на этом холме возник погост. Вероятно, еще в далекие времена новгородцы, прокладывая путь к океану, по достоинству оценили это место, удобное для устройства крепости, могущей охранять плывущие по реке струги и ладьи с товарами. О существовании тут в прошлом крепостных сооружений напоминает само название погоста — Турчасово. Турчас в переводе со славянского означает — дозорная башня.”
Преображенская кубоватая церковь произвела впечатление. Захотелось подробнее ознакомиться с историей этого места. Хранитель Алексей открыл нам часовню для посещения и предоставил напечатанные буклеты с историей Онежских церквей.
На ночь встали на окраине гостеприимной деревушке Чешьюга, со старинной часовней.
День 8 . 30..06.2025 г. Прошли – 41 км.
Погода изменилась в очередной раз. Ветер и дождь, низкое небо и тучи. Очень жаль, что исчезла мошка, ох бы ей досталось!
Деревня Пияла. Церковь Вознесения Господня 1651 года была закрыта и кругом ни души. Но видно, что за ней смотрят и ухаживают.
Для себя отметили, что в подобные путешествия нужно пускаться более подготовленным. Заранее изучить информацию о местах, где будет пролегать наш путь.
На ночь встали на берегу Большой Онеги, так как был план заготовки рыбы в товарных объемах. Благо местные сообщили, что в тех местах разрешена рыбалка на спиннинг.
День 9. 01.07.2025 г. Прошли – 38 км.
Насыщенный занятиями день. Ловили рыбу, учились ходить под парусом, убегали от грозы, боролись с высокой волной.
Погода севера радует своим разнообразием. К обеду выглянуло солнце, подул легкий ветерок, как раз для полного паруса.
Ветер стал крепчать и на небе показалась грозовая туча, которая погналась за нами. Пришлось укрыться на высоком берегу.
День 10. 02.07.2025 г. Прошли – 38 км.
Подошли к г. Онега и встали в 5 км. Все пороги, включая проход под ж/д мостом прошли без приключений. Иногда цепляли килем камни. На треке виден наш путь, он вроде безопасный (для тех кто пойдет этим маршрутом)
Погода опять изменилась. Суровый северный ветер с моря не позволял нам сходить на Кий остров и вообще заставил отказаться от мысли выйти в море.
Засели на берегу в ожидании машины и вроде распогодилось. Но машина уже вышла, да и погода простояла лишь день и все в очередной раз сменилось ветром и дождём.
В заключении: маршрут очень интересный. Но на него надо выходить подготовленным, заранее знать где что расположено и какие истории с этим местом связаны. Десяти дней мало, что бы посмотреть всё, имеется в виду памятники деревянной архитектуры.
Лодку лучше иметь с малой осадкой. Большие пространства реки интересней проходить под парусом. Для избежание ударов о камни надо иметь подъемный шверт и перо руля.
Всем рекомендуем!





Монастырка. Деревянная лодка Русского севера
Каркасное каноэ “Ерик”
Чертежи лодки
Продажа лодок