Сплав по Онеге

Онега. Экспедиция. Протяженность  416 км.

1 день 23.06.2025 г – прошли 46 км.

Сплав по Онеге
День 1 Сплав по Онеге

В Каргополе собрались в 6 утра. Машина с лодкой и двумя участниками прибыла накануне вечером. Остановились в гостевом доме, что дало возможность тем, кто прибыл на поезде переодеться и выпить кофе.

На воду спустились в районе «Мотофлота». Пока собирали и укладывали вещи и снаряжение, прошло 2 часа.  Стартовали в 9 часов утра.

Сделали небольшой круг под парусом и пошли в центр Каргополя на встречу с нашим другом Татьяной Коробовой, сотрудником Каргопольского музея.

Мотофлот вид на Каргополь
Мотофлот вид на ночной Каргополь

 Пороги «Мертвая голова», что вблизи города Каргополя, прошли с удовольствием и быстро. До порогов шли под парусом, а сами пороги проходили на веслах.

Сплав по Онеге
Порог Мертвая Голова

Неожиданно берега реки оказались высокими и крутыми, так что с местами стоянок оказалось не все так просто. Можно ориентироваться по нашему треку. Первая стоянка на ночь на подъезде к реке для рыбаков. Палатки ставили на верху на лугу.

Осельвар у берега
Осельвар у берега

2 день. 24.06.2025 – прошли 57 км.

Шли под парусом в слабый ветер, когда он пропадал помогали веслами.

Под парусом
Под парусом

 Останавливались у деревянной церкви Николая Чудотворца в деревне Трофимовская. На берегу забыли фотоаппарат и дальше пошли уже без снимков.

Церковь Николая Чудотворца
Церковь Николая Чудотворца

Посетили в селе Архангело церковь Архангела Михаила 1803 г и Сретенскую церковь 1715 г.

В населенном пункте Семеновская через реку натянут трос для парома.

Сплав по Онеге
Церковь Архангела Михаила 1715 года
Слабый ветер
Слабый ветер

На ночь встали на берегу в заброшенной деревне урочища Москвитинское.

Стоянка второго дня
Стоянка второго дня

3 день. 25.06.2025 г. – прошли 46 км.

Сплав по Онеге. день 3
Сплав по Онеге. день 3

Слабый ветер. Грести особого желания нет. Ловили порывы, временами гребли.

Подняли парус и вперед
Подняли парус и вперед

На пути была понтонная переправа. Преодолели ее лихо. Все выгрузили из лодки и на приготовленных мягких стропах перенесли через дорогу. Проходили ее по правому берегу. Поставили мачту, подняли парус, поймали ветер и пошли. Ветер посвежел, временами разгонял лодку до 10 км/ч. Но радовались мы не долго. В середине дня он стих совсем и только весла да течение помогали нам двигаться вперед.

Идем под парусом
Идем под парусом

На пути повстречался временный деревянный мост. Пришлось опять убирать паруса и мачту. Примерно в полукилометре от моста паромная переправа с тросами над водой.

Деревянный мост
Деревянный мост

На ночь встали на высоком берегу, привлекла беседка.

Беседка
Беседка

Она нас здорово выручила на следующий день.

На берегу
На берегу

Пройдено всего 148 км.

4 день. 26.06.2025

С утра льет дождь. Ветер. Холод. Решено сделать дневку. Дождь идет весь день. Сидим в палатках, читаем. Иногда выходим греться у костра.

В дождь у костра
В дождь у костра

5 день. 27.06.2025 г.

День 5
День 5

Ветер до 10 м/с, порывы до 14 м/с. Взяли рифы на парусе, уменьшив его площадь вдвое до 6 м.кв.  и пошли. Все шло хорошо, пока не дошли до Бабкинских порогов (если правильно название от местных услышали).

Взяли рифы
Взяли рифы

 Мель, камни. А шли бодро под парусом и напоролись. Ничего не предвещало: ни бурления, ни торчащих камней. Ударились, накренились, черпнули воды и плотно засели в камнях. Спустили парус, сняли перо руля, залезли в воду и поволокли по камням нашу лодочку. Каждый скрип, каждый удар о камень болью отзывался в наших сердцах. Это плата за прохождение по Онеге. Ребята, смотрите трек, не ходите там. Обходите этот остров Невезения слева.

Остров Невезения
Остров Невезения

На ближайшей переправе, где берег позволял поставить на место парус и руль, надеялись рвануть дальше вдоль по реке как уперлись в встречный ветер на несколько километров. Причем ветер компенсировал течение реки, и если не работать веслами лодка стояла бы на месте. Через пару часов мы почти не сговариваясь решили, что нам это все не нравится и разбили лагерь на берегу.

Лагерь
Лагерь

За день прошли 29 км, а по ощущению – 129 км. (спасибо прогнозу погоды за удачную формулировку)

Всего пройдено 177 км пути.

6 день. 28.06.2025г. – 52 км.

День 6
День 6

Чтобы не бороться с ветром поставили мотор 6 л.с. Легко пошли и расслабились. Да и ветер стих. Разлеглись в лодке с термосами, сушками и прочими вкусняшками. Наслаждались видами берегов, вели неспешные морские разговоры о преодолении водных пространств и нежданно негаданно на полном ходу вошли в Бирючевские пороги у деревни Пустынька. Вот это был по-настоящему приятный сюрприз. 

Деревни по берегам
Деревни по берегам

Лихо покатались на волнах первых порогов и остановились в уютной заводи с обратным течением, где и встали на ночь.

Пустынька
Пустынька

7 день. 29.06.2025 г.  Прошли – 93 км.

День 7
День 7

Утром познакомились с местным жителем Денисом, что возвращался с рыбалки. Он нам поведал о ежегодных смельчаках, что спускаются от Лачи до Белого моря, бьют лодки на порогах: Малая голова, Медвежьи зубы, Сундук, Стол (это только те, что мы запомнили). Рассказал о печальной судьбе деревни Пустынька, деревянном храме 16 века, предложил рыбы и попрощался. Напоследок сказав, что сам давно собирается спуститься с семьей по реке, да все дела и заботы, да и как лодку обратно доставить?

Скала
Скала

На порогах было очень здорово прыгать на волнах, уворачиваться от камней. Сняли отличное видео на камеру гоупро.  Жаль вам не показать. На спокойной воде, идя под мотором, налетели на камень и от удара камера полетела за борт. Делал фото в этот момент. Плата за проход по реке день о то дня становится все дороже. Оставшуюся камеру веревочкой привязали в себе. А что раньше так не сделали?

Посад (Турчасово). Церковь Преображения Господня. 1786
Посад (Турчасово). Церковь Преображения Господня. 1786
Вид с колокольни Церкви Преображения Господня
Вид с колокольни Церкви Преображения Господня
Внутри колокольни Турчасово
Внутри колокольни Турчасово
Колокольня Турчасово
Колокольня Турчасово
Колокол
Колокольня Церкви Преображения Господня
Колокола
Колокола
Церковь Преображения Господня 1786
Церковь Преображения Господня 1786
Вид с колокольни
Вид с колокольни

И.Бартенев, Б.Федоров: “В пятнадцати километрах от Ярнемы на зеленом холме стоит древний погост Турчасово, откуда открывается чудесный вид на долину Онеги и бескрайние поля. Не случайно на этом холме возник погост. Вероятно, еще в далекие времена новгородцы, прокладывая путь к океану, по достоинству оценили это место, удобное для устройства крепости, могущей охранять плывущие по реке струги и ладьи с товарами. О существовании тут в прошлом крепостных сооружений напоминает само название погоста — Турчасово. Турчас в переводе со славянского означает — дозорная башня.”

Преображенская кубоватая церковь произвела впечатление.  Захотелось подробнее ознакомиться с историей этого места. Хранитель Алексей открыл нам часовню для посещения и предоставил напечатанные буклеты с историей Онежских церквей. 

На ночь встали на окраине гостеприимной деревушке Чешьюга, со старинной часовней.  

Чёшьюга. Часовня Варвары великомученицы. 1751
Чёшьюга. Часовня Варвары великомученицы. 1751
Часовня в деревне Чешьюга
Часовня в деревне Чешьюга
Осельвар отдыхает у деревни Чёшьюга
Осельвар отдыхает у деревни Чёшьюга

День 8 . 30..06.2025 г. Прошли – 41 км.

Сплав по Онеге День 8
День 8

Погода изменилась в очередной раз. Ветер и дождь, низкое небо и тучи. Очень жаль, что исчезла мошка, ох бы ей досталось!

Деревня Пияла. Церковь Вознесения Господня 1651 года была закрыта и кругом ни души. Но видно, что за ней смотрят и ухаживают. 

Храмовый комплекс
На пути к церкви Вознесения Господня.
Пияла. Церковь Вознесения Господня 1651
Пияла. Церковь Вознесения Господня 1651
Пияла. Церковь Вознесения Господня. 1651
Пияла. Церковь Вознесения Господня. 1651

Для себя отметили, что в подобные путешествия нужно пускаться более подготовленным. Заранее изучить информацию о местах, где будет пролегать наш путь. 

У деревни Пияла
У деревни Пияла
Пияла. Церковь Вознесения Господня Колокольня 1700
Пияла. Церковь Вознесения Господня Колокольня 1700

На ночь встали на берегу Большой Онеги, так как был план заготовки рыбы в товарных объемах. Благо местные сообщили, что в тех местах разрешена рыбалка на спиннинг. 

День 9. 01.07.2025 г.  Прошли – 38 км. 

День 9
День 9

Насыщенный занятиями день. Ловили рыбу, учились ходить под парусом, убегали от грозы, боролись с высокой волной. 

Утомленные рыбалкой
Утомленные рыбалкой

Погода севера радует своим разнообразием. К обеду выглянуло солнце, подул легкий ветерок, как раз для полного паруса. 

Под парусом в хорошую погоду
Под парусом в хорошую погоду

Ветер стал крепчать и на небе показалась грозовая туча, которая погналась за нами. Пришлось укрыться на высоком берегу. 

Гроза приближается
Гроза приближается

День 10. 02.07.2025 г.  Прошли – 38 км. 

День 10
День 10

Подошли к г. Онега и встали в 5 км. Все пороги, включая проход под ж/д мостом прошли без приключений. Иногда цепляли килем камни. На треке виден наш путь, он вроде безопасный (для тех кто пойдет этим маршрутом) 

На привале
На привале. В ожидании машины.

Погода опять изменилась. Суровый северный ветер с моря не позволял нам сходить на Кий остров и вообще заставил отказаться от мысли выйти в море. 

Под Онегой. Отлив
Под Онегой. Отлив

Засели на берегу в ожидании машины и вроде распогодилось. Но машина уже вышла, да и погода простояла лишь день и все в очередной раз сменилось ветром и дождём.  

В заключении: маршрут очень интересный. Но на него надо выходить подготовленным, заранее знать где что расположено и какие истории с этим местом связаны. Десяти дней мало, что бы посмотреть всё, имеется в виду памятники деревянной архитектуры. 

Лодку лучше иметь с малой осадкой. Большие пространства реки интересней проходить под парусом. Для избежание ударов о камни надо иметь подъемный шверт и перо руля. 

Всем рекомендуем!  

Нажмите, чтобы оценить этот пост!
[Всего: 3 Рейтинг: 5]

Интересные страницы

подпишись на новости сайта

Date

Текущий месяц
Верфь деревянного судостроения ЛОГО
“Если ты хочешь построить корабль, не надо созывать людей, планировать, делить работу, доставать инструменты. Надо заразить людей стремлением к бесконечному морю. Тогда они сами построят корабль.” — Антуан де Сент-Экзюпери

Подпишись на новости сайта!

Популярные записи

Популярная страница

Последние сообщения на форуме

Игорь Важинский
Муки выбораНачинаем психологическое воздействие. Буду отправлять каждый де … Читать далее
Игорь Важинский
Весло, парус, мотортоже полазил по разным форумам. Тут люди либо молчат, либо помогаю … Читать далее
Stas
UvorenЮджин, сэр. А альфа-версия? По площади - Ундины покажут. То … Читать далее
ПОСЛЕДНИЕ КОММЕНТАРИИ
  1. Андрей Маров
  2. Игорь Важинский
  3. Игорь Важинский

Статистика

  • 6
  • 1 643