Лодки в пейзажах И. И. Левитана, великого мастера пейзажного жанра

Исаак Левитан

Лодки в пейзажах Исаака Левитана, русского художника, мастера пейзажного жанра.

(1860-1900гг.)

Исаак Левитан. Автопортрет 1880г.

Вся жизнь, все творчество Левитана прошли над любимой им страной, над ее природой благотворным дождем, после него над русским пейзажем воссияла чудесная радуга, в ворота которой должны проходить все художники, любящие свою страну, свой народ, свою природу.

Нисский Г.Г., советский живописец.

лодки в пейзажах Левитана
Весна. Большая вода 1897г.

Исаак Ильич Левитан родился 18 августа (30 августа) 1860 года в Литве и стал четвертым ребенком в обедневшей еврейской семье.

Илья Левитан, стремясь улучшить материальное положение и дать детям образование, в начале 1870-х переехал с семьёй в Москву. Осенью 1873 года тринадцатилетний Исаак поступил в Московское училище живописи вслед за старшим братом. Его учителями были художники Петров, Соврасов и Поленов.

В 1875 году умерла мать Левитана и серьёзно заболел отец. Материальное положение семьи было таким, что училище время от времени оказывало братьям материальную помощь, а в 1876 году освободило их от оплаты обучения «ввиду крайней бедности» и как «оказавших большие успехи в искусстве». 3 февраля 1877 года умер от тифа отец. Для Левитана, его брата и сестёр наступило время крайней нужды. Художник учился тогда в четвёртом «натурном» классе у Василия Перова. Друг Перова, Алексей Саврасов, обратил внимание на талантливого юношу и взял его к себе в пейзажный класс. В марте 1877 года две работы Левитана, экспонировавшиеся на выставке, были отмечены прессой, а шестнадцатилетний художник получил малую серебряную медаль и 220 рублей «для возможности продолжить занятия».

Сумерки. луна. 1899г.
Сумерки. Луна. 1899г.

Левитана выслали из Москвы, "исконно русской столицы".

Долина реки. 1895г
Долина реки. 1895г.

«Талантливый еврейский мальчик раздражал иных преподавателей. Еврей, по их мнению, не должен был касаться русского пейзажа. Это было дело коренных русских художников», — писал Константин Паустовский.

В 1879 году, после покушения Александра Соловьёва, отнюдь не бывшего евреем, на императора Александра II, совершённого 2 апреля, вышел царский указ, запрещающий евреям жить в «исконно русской столице». Восемнадцатилетнего Левитана выслали из Москвы.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа…

Не видать конца и края —

Только синь сосет глаза.

С. Есенин.

Над вечным покоем. 1894г.
Над вечным покоем. 1893-1894г.

Между тем, самый русский пейзаж, по мнению многих, принадлежит кисти именно этого художника еврейского происхождения. Речь идет конечно же о картине «Над вечным покоем».

Пyтешествуя пo Твеpской губернии, близ озерa Удомля, Левитан остановился в имении Островно, где и было написано это полотно. Художник изобразил гигантские, необъятные просторы русской земли, серебристые воды такого же бескрайнего озера и одинокую церквушку на крутом берегу небольшого мыса. При первом взгляде на полотно начинает захватывать дух от огромного пространства, изображенного на ней.

Путешествие Исаака Левитана по Волге.

Вечер. Золотой Плес. 1889г.
Вечер. Золотой Плес. 1889г.

Весной 1885 года, в 24 года, Левитан окончил училище. Звания художника он не получил — ему был выдан диплом учителя чистописания. Денег не было. В апреле 1885 года он поселился неподалёку от Бабкина, усадьбе Киселевых, в глухой деревне Максимовке.

Вскоре Левитан познакомился с А. П. Чеховым, дружба и соперничество с которым продолжались всю жизнь.

В 1887 году художник, наконец, осуществил свою мечту: он отправился на Волгу, которую так проникновенно изображал его любимый учитель Саврасов. Во время путешествия по Волге, художник открыл для себя красоты маленького, тихого городка Плёс. Около 200 работ, выполненных им за три лета в Плёсе, принесли Левитану широкую известность, а Плёс стал очень популярен у пейзажистов.

Исаак Ильич Левитан и Софья Петровна Кувшинникова.

В 1892 году в истории дружбы Левитана и Чехова произошёл эпизод, ненадолго омрачивший их отношения и связанный с тем, что в сюжете рассказа «Попрыгунья» писатель использовал некоторые моменты взаимоотношений Левитана, его ученицы Софьи Кувшинниковой и её мужа, врача Дмитрия Кувшинникова.

Портрет С.П, Крушинниковой. 1888г.
И. Левитан. Портрет С.П. Кувшинниковой. 1888г.

Мечта художника.

В 1896 году после вторично перенесённого тифа у художника усилились симптомы аневризмы сердца. Болезнь его стала тяжёлой и неизлечимой.

В 1898 году Левитану было присвоено звание академика пейзажной живописи. Он начал преподавать в том самом училище, в котором учился сам. Художник мечтал создать «Дом пейзажей» — большую мастерскую, в которой могли бы работать все русские пейзажисты.

Один из учеников вспоминал: «Влияние Левитана на нас, учеников, было очень велико. Это обусловливалось не только его авторитетом как художника, но и тем, что Левитан был разносторонне образованным человеком… Левитан умел к каждому из нас подойти творчески, как художник; под его корректурой этюд, картины оживали, каждый раз по-новому, как оживали на выставках в его собственных картинах уголки родной природы, до него никем не замеченные, не открытые».

Золотая осень. 1895г.
Золотая осень. 1895г.
лодки в пейзажах Левитана
Волжский пейзаж. Лодки у берега. 1877-1878

На переднем плане картины  “Волжский пейзаж. Лодки у берега.” изображены стоящие на песчаном пляже три деревянные лодки. От картины веет покоем, умиротворением, тихой радостью бытия. При взгляде на картину хочется думать о жизни, спокойном ее ритме. Река в этот день тиха, лишь небольшая рябь нарушает торжественное ее спокойствие.

Левитан – истинный мастер пейзажа, его картины словно живые. Он показывает природу в ее мельчайших деталях, во всей ее многогранности.

С волжских картин начинается “настоящий” Левитан – создатель русского национального пейзажа.

Картина “На озере”. На крутом берегу изображены ёлочки, которые как бы упираются своими верхушками в небосвод. Рядом с ними расположились деревянные жилища, это маленькое рыбацкое селение со своей самобытностью и уставами, спокойной и размеренной жизнью. Все дышит спокойствием и правильным укладом жизни: после напряженной работы, люди отдыхают, сети развешены и полощутся на ветру для просушки. Размеренный уклад жизни маленькой рыбацкой деревеньки – это и есть сама жизнь, гармоничная, осмысленная, правильная, дающая начало всему живому. 

Даже рыбацкие лодки прикорнули на берегу после трудового дня. Картина наполнена тишиной и покоем, в котором, кажется, даже притаился ветер, и только одинокий камыш шелестит своими листьями. Приближается закат и окрашивает все вокруг в чуть розоватый цвет.

лодки в пезажах Левитана
На озере. 1893г.
лодки в пейзажах Левитана
Вечерний звон. 1893г.

Нa каpтине “Вечерний звон”  изoбражён Кривозерский монастырь близ города Юрьевец. Пейзаж очень тёплый и yмиротворяющий. Лазурное небо и розовые облака отражаются в зеркале реки, которая омывает монастырские угодья. В спокойствие и тишине слышится вечерний звон монастырских колоколов. Этот звон отождествляется с тёплыми лучами заходящего солнца, в которых утопает монастырь.

Пpaздничная, неверoятно солнечная картина «Свежий ветер. Волга» кажется очень лёгкой. На картине преобладает огромное голyбое небо с белоснежными облаками. Голубые воды Волги покрыты небольшой рябью.

В пpaвoй части картины изображены баржи, сопровождаемые бyксирами. Слева навстречу баржам плывёт теплоxод. На переднем плане лодка с рыбаком, над которой вьются чайки. Баржи и буксиры написаны в тёплой коричнево-красной гамме. Белый парус одной из барж надулся от ветра. Борта барж отмечены триколорами двух стран — России и Персии. Эта картина отображает всю мощь и красоту великой реки, объединяющей разные народы и страны.

Свежий ветер. Волга. 1895г. Исаак Ильич Левитан 1860-1900гг.
Свежий ветер. Волга. 1895г.
Тихая обитель. 1890.
Тихая обитель. 1890г.

Фрагмент повести А.П. Чехова “Три года”: «Юлия остановилась перед небольшим пейзажем и смотрела на него равнодушно. На переднем плане речка, через нее бревенчатый мостик, на том берегу тропинка, исчезающая в темной траве, поле, потом справа кусочек леса, около него костер: должно быть, ночное стерегут. А вдали догорает вечерняя заря. Юлия вообразила, как она сама идет по мостику, потом тропинкой, всё дальше и дальше, а кругом тихо, кричат сонные дергачи, вдали мигает огонь. И почему-то вдруг ей стало казаться, что эти самые облачка, которые протянулись по красной части неба, и лес, и поле она видела уже давно и много раз, она почувствовала себя одинокой, и захотелось ей идти, идти и идти по тропинке; и там, где была вечерняя заря, покоилось отражение чего-то неземного, вечного. – Как это хорошо написано! – проговорила она, удивляясь, что картина стала ей вдруг понятна».

Имя Левитана в тексте Чехова не названо, но многие литературоведы убеждены – речь в тексте идёт именно о «Тихой обители».

Наследие великого художника.

В записной книжке А. П. Чехов оставил такие строки: «Мусульманин для спасения души копает колодезь. Хорошо, если бы каждый из нас оставлял после себя школу, колодезь или что-то вроде, чтобы жизнь не проходила и не уходила в вечность бесследно».

Зимой 1899 года врачи послали Левитана в Ялту. В Ялте тогда жил и Чехов. Старые друзья встретились. Левитан ходил, тяжело опираясь на палку, задыхался, говорил о своей близкой смерти. Сердце его болело уже почти непрерывно.

Ялта не помогла. Левитан вернулся в Москву и почти не выходил из своего дома в Трёхсвятительском переулке. 8—17 мая 1900 года Чехов навестил тяжело больного Левитана.

22 июля (4 августа) 1900 года, в 8 часов 35 минут, Исаак Левитан умер. Он не дожил совсем немного до своего 40-летия. В его мастерской осталось около 40 неоконченных картин и около 300 этюдов. Последняя его работа — «Озеро» — также осталась незаконченной.

Картины Левитана «Март», «Золотая осень», «Ненюфары» и другие купил П.М.Третьяков.

Всё лето 1900 года, в год смерти художника, в русском отделе Всемирной выставки в Париже экспонировались его картины.

Картины великих художников

Лодки в живописи

Лодки в живописи Оскара Клода Моне. Морские пейзажи.

Лодки в живописи французского художника Оскара Клода Моне. Морские пейзажи. Лодки в живописи Клода Моне составляют огромную часть в его творческом наследии.   “Моне – это всего лишь глаз, но, бог мой, зато какой!” Поль Сезанн. Моне прожил 86 лет,

лодки и море на картинах Айвазовского

Лодки и море на картинах И. К. Айвазовского

Иван Константинович Айвазовский, великий русский маринист.  (1817—1900г.) лодки и море И.К. Айвазовский. Автопортер. 1874г. Автопортрет И. К. Айвазовский в детстве, 1887г. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского, Феодосия. Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье армянского купца 17 (29) июля 1817

Лодки на картинах Винсента Ван Гога.

Лодки на картинах Винсента Ван Гога Лодки на картинах Винсента Ван Гога – нидерландского художника – постимпрессиониста (1853 — 1890) Лодки на картинах Винсент Ван Гога мы можем наблюдать достаточно часто. «Рыбацкие лодки, разбросанные по побережью, напоминают мне разноцветные цветы,