“Моне – это всего лишь глаз, но, бог мой, зато какой!” Поль Сезанн.
Моне прожил 86 лет, очень много работал. Наследие, оставленное художником, в том числе и лодки в живописи, составляет около двух тысяч картин. Его завораживающие работы полны света, воздуха, едва уловимых движений водной глади или шума морского прибоя. Его закаты, сумерки, утренние туманы и ночной мрак поражают реалистичностью. Моне показывал нам мир не таким, как мы его видим, а таким каким мы его чувствуем.
Клод Моне был художником пленэра. Он старался передать естественную, сиюминутную красоту окружающего пространства. Чувствовать сиюминутность происходящего и передавать его на полотне – задача, которую ставили перед собой импрессионисты. Техника живописи, в которой работал Клод Моне – не смешивать краски, наносить детали отдельными мазками. Такой подход был далек от академических канонов живописи, благодаря чему не сразу был принят ценителями.
Термин «импрессионизм» появился благодаря картине Моне “Впечатление. Восходящее солнце». Лодки на картине в предрассветной дымке кажутся нереальными. Картина была представлена на первой крупной выставке импрессионистов, в мастерской фотографа Надара весной 1874 года. Выставка получила название «Выставка мятежников». Всего на вернисаже были представлены 165 работ тридцати художников. Стоит отметить, что в то время натюрморты и пейзажи Моне и его соратников обвиняли в мятежных настроениях, аморальности и несостоятельности. Известно, что малоизвестный журналист Луи Леруа в своём фельетоне в журнале «Le Charivari» пренебрежительно обозвал художников «импрессионистами». Из вызова художники этот эпитет приняли. Интересно, что со временем он утратил своё первоначальное негативное значение. Более того, этот термин дал название целому направлению в живописи.
С конца 1860-х гг. художник посвятил своё творчество исключительно пейзажу, трактуя человеческую фигуру как один из его естественных элементов. В живописи Моне часто встречаются лодки, парусники, морские пейзажи.
В своих картинах Моне добивался впечатления мягкой вибрации воздуха и как бы окутанных им форм с помощью мелких, дробных мазков чистых, не смешанных на палитре красок. Пейзажный мотив воссоздавался им как отдельная частица вечно живой природы, наполненная трепетом и бесконечным внутренним движением. Мгновение, словно выхваченное из постоянно меняющегося потока жизни. Таким образом, в 1890-е гг., стремясь запечатлеть многообразные состояния природы и атмосферы в разное время дня и при разной погоде, он избирал один и тот же определённый мотив. Так, парусники на море могли предстать в предзакатной полумгле и в рассветной дымке. Одни и те же морские пейзажи Моне изображал при различных погодных условиях. Моне создавал серии картин-вариаций.
Для позднего периода творчества Моне характерны всё большее растворение материальных качеств предметного мира в зыбкой, как бы нереальной среде, нарастание черт условной декоративности и подчёркнутой эскизности исполнения. Поселившись в Аржантёе, Клод Моне со страстным увлечением пишет Сену, окрестности, мосты, парусники. Он снаряжает плавучую мастерскую, чтобы писать прямо на Сене.
В построенной лодке он плывет до Руана и там, пораженный увиденным, изображает в этюдах окрестности города и заходящие в гавань морские суда («Аржантёй», «Парусная лодка в Аржантёе»). Таким образом, он развивает и совершенствует технику, позволяющую ему схватывать световые эффекты быстрее, чем изменится освещение.
Эдуард Мане – друг и соратник художника – запечатлен в своей работе Моне в сопровождении его жены Камиллы. Пара сидит в лодке, которая оборудована как плавучая мастерская. Моне находится за работой.
Еще одной страстью великого художника был его сад.
«Самое мое прекрасное произведение – мой сад» – говорил художник.
Клод Моне поселился в живописном местечке Живерни недалеко от Парижа и прожил там 43 года. За это время его усадьба превратилась в царство буйных красок и всевозможных оттенков. Он создал пестрые благоухающие ковры, летящие подвесные мостики, извилистые тропинки, пруд с водными растениями. Все это, доведенное до совершенства талантливейшим человеком, служило ему источником неиссякаемого вдохновения в течении 20 лет. Примерно с 1905 года и до конца своих дней Моне целиком сконцентрировался на кувшинках, растущих в пруду. Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и не повторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле, эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать её красоту в своей живописи.
Эти картины, на которых чашечки кувшинок буквально материализуются на поверхности воды, не имеющей линии горизонта, стали этюдами, запечатлевшими бесконечное и не повторяющееся разнообразие цвета и света. На самом деле, эти серии картин, как и любое гениальное произведение искусства, не поддаются объяснению. Это работы поэта, тонко чувствующего природу и способного передать её красоту в своей живописи.
Клод Моне прожил большую счастливую жизнь. Ему удалось заниматься любимым делом, сочетать живопись и садоводство, жить в достатке. Он был очень счастлив и в личной жизни, любил и был любимым. Моне стал знаменитым еще при жизни, что у художников бывает редко. И сейчас во всем мире он остается одним из известнейших и любимых художников. Лодки в живописи Моне, морские пейзажи и парусники занимают достойное место во многих крупнейших музеях мира и в частных коллекциях.