Традиционное судостроение. Том 1 - Каноэ каяк лодка

Традиционное судостроение. Том I

как часть культурного наследия народов России

Традиционное судостроение

Обладая выходами к морям и имея самые протяженные внутренние водные пути в мире (более 2,5 млн рек), в России сложился уникальный пласт народной судостроительной культуры, отличающийся широким разнообразием типов и видов плавсредств.

Традиции народного судостроения в России складывались и развивались веками, передаваясь из поколения в поколение посредством живого опыта без письменной фиксации. Постепенно изменялись технологии судостроения, что приводило к исчезновению древних типов судов, например, кочей, благодаря которым была освоена территория Арктики и Сибири.

* только для зарегистрированных пользователей

В ХХ веке, с развитием современных средств передвижения и уходом из жизни носителей традиций, постепенно исчезали опыт и технологии строительства местных типов народных судов и лодок, и, соответственно, терялся значительный пласт отечественной истории и самобытной культуры.

Многолетние исследования и результаты работы Института Наследия и музея-заповедника «Кижи» в Республике Карелия доказывают необходимость дальнейшего изучения народного судостроения различных регионов страны как уникального и исчезающего феномена материальной культуры народов России.

При этом следует подчеркнуть, что разработка данной темы имеет не только научное, историко-культурное и идеологическое значение, но и политическое.

Например, приоритет в освоении островов Северного Ледовитого океана принадлежит древним русским мореходам-поморам, которые задолго до появления в Арктике западноевропейских мореплавателей вели промысел морского зверя у берегов Новой Земли, Вайгача и Шпицбергена, совершали плавания к устьям Оби, Енисея, Лены. Однако материалы, имеющиеся в российских музеях (в основном модели судов и отдельные находки), не дают полного представления обо всех особенностях и технологии отечественного судостроения в ранние периоды. Этим пользуются западные оппоненты, утверждая о невозможности создания поморских судов, способных к арктическому плаванию, или отодвигая заслуги поморов в освоении арктического бассейна на второй план.

Окороков А. В.

Поделиться

банер каяк