Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » Малое судостроение у басков
Станислав Широков
В российской литературе, посвященной истории судостроения, нет материалов, связанных с историей судостроения этого небольшого народа, проживающего на территориях современной Испании и Франции. Хотя, некоторые примеры небольших рабочих судов могут быть интересны, так как являются достаточно самобытными и, по мнению некоторых исследователей, базисными для популярных типов исторических и современных судов.
Несколько слов о самих басках. Баски (самоназвание «эускальдунак») тесно связано с побережьем Бискайского залива, названного так по этнониму «баск». Что характерно, слово «баск» происходит от наименования этого народа римлянами, которое, в свою очередь, происходит от наименования племени (или, скорее всего, союза племен) жителей побережья Атлантического океана и Пиренеев на момент встречи двух культур. Через латынь это слово вошло в испанский язык, обозначив, таким образом, современный этноним «васкос» или «баскос» (vascos). И, следует отметить, исторически имеет более обширное распространение в географическом плане. К примеру, «гасконь» происходит от этого же латинского этнонима.
С другой стороны, самоназвание происходит от наименования языка басков – эускары. Это важный момент, так как историческими провинциями проживания басков считается, например, Наварра. Хотя на баскском там практически никто уже не разговаривает, но факт использования эускары – факт исторически доказанный и обоснованный. В то же время сами баски называют каталонцев «басками, которые стали говорить на латыни». Каталонцы, к слову говоря, не против такого отношения. То есть признано, что в основном язык определяет принадлежность к этой народности, но когда необходимо сформировать исторические отсылки к некой общности, то сами баски не прочь отсылать к латинскому термину. И, следовательно, вовлекают в ареал баскского мира гораздо более обширные территории атлантического побережья: от современной Португалии до впадения реки Луар в Бискайский залив; южнее и восточнее, по горной гряде Пиренеев, включая обе стороны склонов этой горной гряды.
В глубину истории заглянуть практически невозможно. Информация отрывочна, скупа и предвзята официальными историографами Испании и Франции. Наверное, самым древним указанием является «Легенда о Парталоне» упомянутая в хрониках монаха из Уэльса Жофрем Монмаутского от 1136 года. Там рассказывается о 30 лодках, которые были перехвачены вождем с Британских островов, Гургунтисом Миролюбивым. На лодках были переселенцы с материка, которые были изгнаны из своих родных мест и называли себя баскленами. Вождь разрешил им поселиться на тогда еще необитаемых островах Ирландии. Произошло это в 1484 году до н.э.
Графическая реконструкция «Легенды о Парталоне» с реконструкцией возможного облика лодок из дубленой кожи
Трудно утверждать были ли это баски побережий северной Испании и Атлантического юга Франции или это были более северные их соседи из современных провинций Аквитании или Земель Луары. Равно как можно серьезно предположить, что события происходили гораздо позже, в период расселения кельтов на пол тысячелетия позже указанной даты. Но можно сказать с уверенностью, что население атлантического побережья могло перемещаться по неспокойным водам Бискайского залива на приличное расстояние уже в Х– VII веках до н.э.
Археология, антропология и генетика относительно баскских древностей склоняется к той версии, что в период последнего ледникового максимум ранние охотники собиратели двигались за добычей, пока не вышли на побережье Атлантического океана. На каком-то этапе у них появился свой язык, и они заселили ущелья Пиренеев и побережье. Создав свою культуру и даже экспортировав ее на ближайшие островные территории. Произошло это с освоением простейших водных транспортных средств. Это были два типа: плетеные и обтянутые шкурами лодки и однодревки (моноксилы), выдолбленные из стволов деревьев.
Кстати, генетика показывает достаточно сильные совпадения по Y-хромосоме между басками и ирландцами. В принципе и в культурном отношении эти народы близки, хотя их связывают, скорее всего, общие кельтские мировоззренческие традиции, которые для использующих «эускару» басков были в свою очередь заимствованы или религиозно синкретизированы у кельтов и повлияли на их народные аспекты культуры. Также, вероятно, сказывается влияние исторического геноцида и тотального уничтожения мужского населения побережья в эпоху экспансии галлов VII – V вв. до н.э. «Легенда о Парталоне» имеет отношение, скорее всего, к событиям этого времени.
Позже, во времена римлян, контакт с которыми произошел на рубеже III – II вв. до н.э. происходит дальнейшее «отпадение» исторических басков и переход их уже на латынь. Что характерно, археология показывает активный толчок в развитии мореходных средств. Так у Страбона мы находим: «…ко временам экспедиции Брута (138 – 137 гг. до н.э.) они еще пользовались лодками из дубленой кожи в местах мелководий и заливаемых приливной волной берегов. А сейчас даже долблёнки редки». То есть происходит серьезный толчок в развитии местного судостроения, который обусловлен тем, что баскам стал доступен новый вид технологий, который, по мнению некоторых историков, они самостоятельно усовершенствовали.
Дело в том, что традиции судостроения развивались у басков, как и у любых других народов, с доступом к новым технологиям, которые, иногда, или перенимались, или модифицировались под свои, прежде всего природные условия. Трудно с уверенностью сказать, были ли у них в доступе суда, построенные и обшитые целиком досками. Но можно предположить, что они были, так как римляне активно привлекали союзные народы Бискайского побережья к войне Цезаря с венетами (венеты тогда занимали территорию полуострова Бретань современной Франции).
Реконструкция портовой сценки из порта Нант (Нормандия) с римским кораблем (слева) и двумя моделями кораблей, извлеченными археологами из Темзы. Первый корабль является типичным представителем небольших римских кораблей без каких-либо серьезных местных модификаций. Две же модели – это римские суда, построенные римлянами в Англии. Следую описанию исследователя раннего британского судостроения Ш. МакГрейла, на колоду из одного обработанного бревна насаживались доски для подъема бортов, с использованием римской технологии «на шипах» в их сборке.
С другой стороны из тех же «Записок о галльской войне» не следует, по какой технологии были построены суда венетов. Говорится лишь о том, что римские боевые суда превосходили суда венетов в скорости и работой гребцов, но «во всем остальном галльские корабли удобнее приспособлены к местным условиям и к борьбе с бурями». То есть этими судами могли быть и моноксилы, с надстроенными бортами (подобно славянским «насадам»). В то же время этими судами могли быть целиком клинкерные корабли, хотя археология Западной Европы для этой эпохи таких кораблей еще не встречала.
Отсюда ряд историков сделал интересные заключения. У басков (в данном случае речь идет не о современных басках, а о жителях побережья Бискайского залива) технологии, скорее всего, должны были быть похожи на галльские из-за соседства и взаимного влияния друг на друга. И, возможно, в свою очередь они обогатили тех же венетов своим судостроительным опытом. А позже и римские корабли стали перенимать местные особенности, оказав влияние на кораблестроение в целом, оформив переход к полностью клинкерным (обшитым досками «в нахлёст») судам раннего средневековья.
На этих изображениях мы видим, что форма этих средневековых кораблей мало отлична от изображения римского корабля из Остии. Клинкерная обшивка на картинке со страниц «Пампалонской библии» 1194 года и на оттиске корабля на печати Сан-Себастьяна 1297 года; те же пропорции. Интерес вызывают сквозные бимсы судна, изображенного на печати из Сан-Себастьяна. Общий же характер обводов и пропорций неизменен.
Что мы видим? У этих народов абсолютно не отмечена технология сшивных корпусов. Но, что более важно, также не отмечено применение технологии распорки, т.е. последующего расширения бревенчатого ствола вытесанного корпуса каноэ. Вместо этого, как полагают, этапы развития моноксилов были следующими. От однодеревки, достаточно рано поняв тесноту такого судна и ограниченность в деревьях с достаточной толщиной ствола, кораблестроители перешли к составному корпусу. Так появилась колода с фор- и ахтерштевнями, к которой из двух других брёвен пристраивались «борта». Кстати, что характерно: наименование баскской лодки «чалупа» (txalupa) происходит от старо-французского слова chalupe, что означает половинку кожуры (створку) ореха. Отсюда же, к слову говоря, происходит и «шлюпка». Интересно здесь, что французский язык – это потомок галло-латинского языка. Но ни в латыни, ни в современных вариантах галльских (кельтских) языков или языках германских дальнейшая этимология слова chalupe не прослеживается.
Впоследствии колода получила форму более выраженного киля, а ступени бортов в результате изымаемого из бревна дерева натолкнули корабелов на мысль расширять такое составное каноэ посредством надстроенных из отдельных элементов дерева бортов, надстроенных ступенчато, внакрой, то есть клинкером. Как если бы из бревна вытесывалась внутренность ствола, как это и делалось, ступенями.
По сути, борт надстраивался следующим слоем, но уже уложенных с заходом друг на друга слоёв бортовой обшивки, скрепленных между собой. А так как в те времена плотник вытесывал доски топором, то для него практически не было разницы, назовёт ли он то, чем надстраивалась и расширялась лодка «доской» или «частью борта из отесанного бревна». С его точки зрения он продолжал строить ту же долблёнку, но уже не из трех брёвен, а из пяти, семи или более.
По сути говоря, ранние корабелы, как кажется автору, не видели никакой разницы в наборных клинкерных судах и своих «насаженных» каноэ. Собирали такие лодки не на закладке. Набор устанавливали потом. Работали тем же инструментом, выделывая бревно до необходимой толщины и конфигурации.
Что характерно, такая схожая традиция изготовления каноэ активно использовалась еще в начале 20 века в США, в Чесапикском заливе и Вирджинии, правда борта надстраивались вгладь и бревна связывались до момента обтесывания.
Возможно, что и суда венетов, описанные Цезарем в «Войне против галлов» были именно такими судами, построенными именно по такой «переходной клинкерной технологии».
Из всего этого следует предположение, что вступив в контакт с римлянами на раннем этапе их экспансии на север, а конкретнее – с их кораблестроительной технологией, где доски обшивки соединялись между собой вертикальными шипами, образуя плавный корпус с гладкой обшивкой, баски стали надстраивать борта римских кораблей известным им образом, образуя верхние слои обшивки над ватерлинией поясами клинкерной обшивки. Воспринимая гладкий корпус недостаточно высоких бортов римских кораблей как основу (колоду и первый ярус бортов) своих составных бревенчатых «насадов» (долблёных судов). Это важный момент, который мы увидим в части, посвященной истории развития лодки типа вельбот.
Позже местные корабелы перешли от лодок описанного типа к судам с целиком клинкерной обшивкой, так как собирать корпус по римской технологии сложно и требует мастерства. Но потребность выходить в бурное море на большие расстояния и, следовательно, строить большие корабли потребовало переход к наборным судам. Но внешне, по обводам и пропорциям, они всё же тяготели к своим типам высокобортных «долблёнок» или ранним модифицированным римским кораблям.
Возможно, что именно такой тип кельтских (галльских) кораблей, называемых Х. Ханке «понто» и лёг в основу транспортных кораблей норманнов, так как сложно объяснить иначе эволюцию более поздних кораблей Северной Европы исключительно развитием шхерных гребных дракарров.
Конечно, сложно что-либо утверждать, имея «под рукой» скупую иконографику, глиптику и немногие свидетельства письменных источников. Опираясь исключительно на логику и понимание исторических процессов. Позволим себе поступить так, как поступает британский авторитет в вопросах древнего и средневекового судостроения, Шон МакГрейл, и дополним сказанное выше его знаменитой ремаркой, которой он часто сопровождает свои работы: «этот вопрос ждёт своего археологического подтверждения».
Подпишись на новости сайта!
смотре этапы как зачарованный странник ! 5 звезд однозначно
Совершенно с вами согласен. И ЧПУ фрезер и вакуумный пресс имеется. Надо просто добавить в список оборудования, займусь на днях
современная столярка без фрезера ЧПУ - уже не вариант, особенно судовая. Время очень дорого стоит, особенно если строишь на арендованных…
Ценители красивых быстрых лодок обязательно найдутся!)
Приветствую!Интересуюсь байдарками
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » Малое судостроение у басков