Парус рангоут такелаж - информация из разных источников.

•Парус рангоут такелаж•

Гафельное парусное вооружение

Гафельный кэт
Гафельный кэт

Кэт – древнейшее, простейшее и очень эффективное вооружение. Когда работе грота не мешают другие паруса, он дает необычайно вы­сокую тягу на единицу площади. Кроме того, кэт очень прост в управлении.
В прошлом кэт имел ограниченное распространение в Европе, но зато был очень популярен в США и Канаде. Здесь им вооружались в основном швертботы, причем исключительно широкие. Американский кэт 30-футовой длины имел ширину, равную 12 футам. В наше время это вооружение также применяется, как правило, на швертботах, хотя иногда им оснащают и небо­льшие килевые яхты.
Центровка гафельного кэта никаких проблем не вызывала, так как центр паруса находился близко к центру бокового сопротивления подводной части корпуса (подробнее вопросы центровки рассматриваются в главе 1 О “Какой должна быть парусность”). У бермудского кэта центровка обеспечивается наклоном мачты в корму, а у совре­менных легких швертботов -еще и изгибом мачты.
Мачта у кэта сильно смещена в нос. Впрочем, раньше зто не мешало несению стакселя, который ставился на выдвигаемом бушприте. 

Рангоут

Крепление мачты
Крепление мачты в корпусе деревянного судна

На рис. 6.6. показано классическое крепление мачты в корпусе судна.

Соединение подъемного гафеля с мачтой
Соединение подъемного гафеля с мачтой

Гик упирается в мачту пятой, гафель – также пятой. Задние концы гика, гафеля, оконечности рея прямого паруса и других не­ вертикальных частей рангоута, таких как бушприт и бизань-вы­стрел, называются ноками.
Пята гика соединяется с мач­той вертлюгом, который может быть закреплен на мачте непо­движно, но на малых судах обыч­но перемещается по вертикально­му погону. В прошлом гик не имел вертлюга и упирался в мачту усами.
На малых судах и вообще на большинстве судов гафели подвижны(они подъемные), то есть способны перемещаться вдоль мачты.

Пята классического подъемного гафеля может иметь деревянные или металлические усы, обшитые кожей, соединенные между собой стальным тросиком – бейфутом, образующим вместе с усами замкнутый контур во­ круг мачты. Для уменьшения трения при движении гафеля относительно мачты на бейфут надеваются деревянные шарики – раксклоты.

Формула расчета диаметра деревянной мачты

Мачты, которые не раскреплены стоячим такелажем, применяются в основном на самых малых судах. Известна эмпирическая формула Чепелля, позволяющая определить диаметр деревянной мачты (изготовленной из сосны, ели или спруса). Если эту формулу преобразовать в соответствии с метрической системой мер, не обращая внимания на размерность, то выглядеть она будет следующим об­ разом:

Расчет диаметра мачтыгде S – площадь паруса, м2; L – длина мачты от заделки в пяртнерсе до топа, м; k – коэффициент, учитывающий размеры судна; / – коэффициент запаса, определяемый конструктивными особенностями судна.
Рекомендации по выбору величин k и f не вполне конкретны. В частно­сти, коэффициент k изменяется в пределах от 1,15 для малых судов до 1,5 для больших (какие суда считать малыми, а какие большими – неизвестно). Коэффициент f составляет 1,5… 2,0 для судов без балласта, при наличии балласта он увеличивается до 3,0 для судов с бермудским вооружением и до 3,5 в случае гафельного паруса.
Понятно, что при столь неопределенных исходных данных формула Че­nелля более применима для пересчета диаметра мачты с прототипа.
О диаметре неподдерживаемой мачты речь идет совершенно неслучай­но. Такая мачта в равной степени не раскреплена стоячим такелажем в лю­ бой плоскости, следовательно, с точки зрения прочности, ее сечение обяза­тельно должно быть круглым. На практике же это вовсе не обязательно. Се­чение может быть не только не круглым, более того, форма его бывает пере­менной по высоте мачты, что зависит от требований к ее изгибу под нагруз­кой.

Парус

Парус рангоут такелаж
Гафельный парус

Гафель­ный  парус имеет два галсовых угла – нижний и верхний, прикрепляе­мый к гафелю у его усов.

Усиления, накладываемые на полотнище паруса в местах наибольших напряжений, называются боуты. Боутами из нескольких слоев ткани усили­ваются углы.

 

Наиболее простым в изготовлении отверстием в парусе является люверс (рис. 8.14). Обычно для изготовления люверса на парус накладывают медное кольцо и очерчивают его изнуrри, а затем в мякоти паруса вырезают или проплавляют отверстие несколько меньшего диаметра, или делают кресто­образный надрез. Затем вновь накладывают кольцо и обшивают его нитка­ ми, подворачивая ткань вокруг кольца. В изготовленный таким способом люверс для увеличения его износостойкости может быть вставлена, а затем развальцована с помощью матрицы и пуансона медная оковка.

Традиционное оформление угла паруса предполагает заделку круглого коуша в ликтрос паруса, который в этом случае укрепляется двумя бензеля­ ми, пропущенными через угловой люверс. В шкотовые углы нижних пря­ мых парусов заделывают так называемую серьгу.
В углах современных парусов может быть заделана стальна я деталь тре­ угольной формы, два угла которой предназначены для крепления ликтроса, а в третьем углу закреплены шкоты, в случае же прямых парусов – еще и нок-бензели. Некоторые варианты конструкции углов показаны на рис. 8.16. В шкаторины хлопчатобумажных парусов, подверженных растяжению,
вшивались булuни из тонкого растительного или синтетического троса – для регулировки длины шкаторин и профиля паруса.

Более легкие усиления нашиваются в местах прохождения через мякоть паруса сквозь люверсы снастей, используемых при рифлении – слаблиня или риф-штертов (коротких отрезков троса). В литературе встречаются также упоминанияо риф-сезнях – это те же риф-штерты, но плоские и пле­теные. 

Конструкция парусов в значительной степени подвержена влиянию “моды”, которая периодически меняется вслед за колебаниями ее “научных” обоснований. Применительно к теме следующего раздела уместно вспом­нить, что, например, американские шхуны имели грот со свободной нижней шкаториной до 1845 года, а затем нижняя шкаторина была прикреплена к гику. На английских тендерах грот со свободной нижней шкаториной сохра­нялся на 30-4 0 лет дольше, но потом эта особенность их вооружения была осмеяна как неэффективная и “ненаучная”. “Научные” аргументы против та­ кого паруса были столь сильны, что грот со свободной нижней шкаториной совершенно исчез в Америке и был почти забыт в Англии. Только в 30-е годы ХХ века этот грот снова стал популярным, так как он был успешно оправдан новыми ” научными” теориями. В наше время обе разновидности грота имеют свои области применения и успешно сосуществуют.

Крепление парусов к рангоуту и штагам

Классический гафельный парус пришнуровывается к подъемному гафе­лю слаблинем через люверсы. Для его крепления к мачте применяются се­гарсы – надетые на мачту и свободно скользящие вдоль нее кольца из дере­ва (дуба, вяза или ясеня) или пруткового железа, к которым через люверсы привязывается передняя шкаторина. Деревянные сегарсы изготовлялись пу­тем гибки дерева на пару, концы согнутой заготовки затем соединялись. Возможно, такой способ их изготовления сохранился где-нибудь и сейчас.
Расстояние между сегарсами составляет 600… 800 мм. Количество наде­ тых на мачту сеrарсов несколько превышает число люверсов передней шка­торины паруса. Запасные сеrарсы обязательны на случай поломки сеrарсов, задействованных в работе.
Если гафель неподвижный, парус убирается к мачте, а поэтому его верх­ няя шкаторина крепится ползунками к установленному на гафеле Т-образно­му погону. Возможен вариант крепления к гафелю сеrарсами, если устройст­во топенанта гафеля этому не препятствует. Мачта в любом случае имеет прутковый леер, к которому через люверсы привязывается передняя шкато­рина. К гику rафельный парус крепится слаблинем или сеrарсами, в зависи­мости от способа его уборки, но может иметь и свободную нижнюю шкато­рину.
Если на современных судах гафель соединен с мачтой через ползун, пе­ремещаемый вдоль мачты по Т-образному погону, то таким же способом крепится к мачте и передняя шкаторина rафельноrо паруса. Крепление его шкаторин к гику и гафелю в этом случае может быть каким угодно.

Бегучий такелаж

Классификация основных снастей бегучего такелажа парусника доволь­но проста, чего нельзя сказать о самом такелаже.
Фалы служат для подъема парусов. На судах с прямыми парусами фала­ ми также поднимают подвижные реи. Снасти обратного действия, предназ­наченные для уборки парусов, называются ниралами. Оправданность суще­ствования ниралов может показаться не всегда очевидной. Однако бывает, что парус, предоставленный сам себе при отданном фале, не опускается столь быстро и столь низко к палубе, как этого хотелось бы. Особенно часто сложности с уборкой парусов возникают в сильный ветер. Ниралами также убирают косые паруса, которые не опускаются на палубу при уборке, напри­ мер, топсели rафельноrо вооружения.
Шкоты предназначены для управления парусами путем перемещения шкотовых углов. 
Галсы, или галс-оттяжки, косых (и некоторых других) парусов предназ­начены для крепления, а иногда и для регулировки высоты галсовых углов. Более точно и коротко можно сказать, что галс осаживает галсовый уrол. К настоящему времени галсы косых парусов остались лишь на стакселях и кливерах, галсовые углы других парусов крепятся иначе.
Галсы нижних прямых парусов оттягивают шкотовые углы одновремен­но вниз и вперед.
Брасами называются парные, расположенные по каждому борту снасти, которыми осуществляют управление реями прямых парусов (отсюда проис­ходит выражение “брасопить реи”, а также спинакером.
Топенанты поддерживают подвижные части рангоута на необходимой высоте.

Грота-гик помимо грота-гика-шкотов имеет от­тяжку, которая используется на полных курсах и препятствует подъему нока. Если оттяжку гика не применять, произойдет скручивание грота, то есть угол атаки грота будет переменным по его высоте. При этом, если нижняя часть грота будет работать нормально, то у верхней части грота переднюю шка­торину станет задувать поток воздуха с подветра. Если подобрать грот, чтобы хорошо работала его верхняя часть, окажется перебранной его нижняя часть.
Некоторые варианты проводки грота-гика-шко­тов показаны на рис. 9.3 , а приме- ры исполнения оттяжки грота-гика приведены на рис. 9.4 . Оттяжка гика также может быть сделана в виде длинного стального талрепа. В этом случае на ее средней (соединительной) части устанавливается достаточно большой и удобный маховик для регулировки ее длины.

Настройка грота предполагает не только его пра­вильную установку в соответствии с курсом. Суще­ствуют возможности регулировать его полноту натя­жением шкаторин, прикрепленных к рангоуту. Требуемое натяжение передней шкаторины достигается потравливанием или подбиранием фала, нижняя шкаторина натягивается или ослабляется перемеще­нием по гику шкотового угла с помощью устройства, Рис. 9.9 (на этом рисунке представлена оснастка для взятия рифов).
Иногда применяется специальное средство для натяжения передней шкаторины грота и придания парусу более плоской формы – оттяжка Кан­нингэма, которая проводится через дополнительный кренгельс, расположен­ный немного выше галсового угла (рис. 9.5 ).

Грота-гик обязательно имеет завал-тали, применяемые на курсах, близ­ ких к фордевинду, на волнении. В этих условиях яхта рыскает, и завал-тали исключают возможность перекидывания гика с одного борта на другой. Не­ запланированный поворот фордевинд очень опасен. Можно поломать гик о бакштаг, можно порвать бакштаг гиком, а там на очереди и поломка мачты.
Завал-тали необязательны толь1<0 в одном случае: если оттяжка гро­та-гика крепится в районе вант-путенсов.

Дирик-фал обычно определяется как снасть, служащая для подъема и поддержания нока подъемного гафеля, но, как можно судить по рис. 9.lО.  Варианты проводки дирик-фала зависят от размеров судна, но во всех случаях создаваемую им нагрузку распределяют с нока по длине га­феля. Это делается в том числе с помощью одного или двух шпрюйтов – стальных тросов, концы которых закреплены на гафеле.
Гафель-гардель крепится к пяте подъемного гафеля и обтягивает переднюю шкаторину паруса. Гафель-гардель всегда основана талями, число ло­парей которых определяется площадью паруса. Эту снасть можно заметить на том же рис. 9.10.
Неподвижный гафель поддерживается топенантом

Гафель приводит к необходимости иметь два гика-топенанта. Правый и левый топенанты гика гафельного паруса проводятся симметрично по обеим сторонам рангоута. Работает только наветренный топенант.
Но неудобство работы с двум я топенантами гика может быть частично сглажено некоторым, не совсем очевидным достоинством. В случае, если то­ пенанты соединяются с гиком посредством нескольких шпрюйтов (как было показано на рис. 4.1 в главе 4), убранный парус оказывается уложенным под тяжестью гафеля между шпрюйтами обоих топенантов, и его полотнище не раздувается ветром.

Блоки, через которые проходят топенанты, крепятся на мелких судах у топа мачты, на крупных – у лонго-салингов, но понятно, что во всех случа­ ях выше точки упора в мачту пяты гафеля.

Поделиться

подпишись на новости сайта

банер каяк