Главная страница » Парус рангоут такелаж
Кэт – древнейшее, простейшее и очень эффективное вооружение. Когда работе грота не мешают другие паруса, он дает необычайно высокую тягу на единицу площади. Кроме того, кэт очень прост в управлении.
В прошлом кэт имел ограниченное распространение в Европе, но зато был очень популярен в США и Канаде. Здесь им вооружались в основном швертботы, причем исключительно широкие. Американский кэт 30-футовой длины имел ширину, равную 12 футам. В наше время это вооружение также применяется, как правило, на швертботах, хотя иногда им оснащают и небольшие килевые яхты.
Центровка гафельного кэта никаких проблем не вызывала, так как центр паруса находился близко к центру бокового сопротивления подводной части корпуса (подробнее вопросы центровки рассматриваются в главе 1 О “Какой должна быть парусность”). У бермудского кэта центровка обеспечивается наклоном мачты в корму, а у современных легких швертботов -еще и изгибом мачты.
Мачта у кэта сильно смещена в нос. Впрочем, раньше зто не мешало несению стакселя, который ставился на выдвигаемом бушприте.
На рис. 6.6. показано классическое крепление мачты в корпусе судна.
Гик упирается в мачту пятой, гафель – также пятой. Задние концы гика, гафеля, оконечности рея прямого паруса и других не вертикальных частей рангоута, таких как бушприт и бизань-выстрел, называются ноками.
Пята гика соединяется с мачтой вертлюгом, который может быть закреплен на мачте неподвижно, но на малых судах обычно перемещается по вертикальному погону. В прошлом гик не имел вертлюга и упирался в мачту усами.
На малых судах и вообще на большинстве судов гафели подвижны(они подъемные), то есть способны перемещаться вдоль мачты.
Пята классического подъемного гафеля может иметь деревянные или металлические усы, обшитые кожей, соединенные между собой стальным тросиком – бейфутом, образующим вместе с усами замкнутый контур во круг мачты. Для уменьшения трения при движении гафеля относительно мачты на бейфут надеваются деревянные шарики – раксклоты.
Мачты, которые не раскреплены стоячим такелажем, применяются в основном на самых малых судах. Известна эмпирическая формула Чепелля, позволяющая определить диаметр деревянной мачты (изготовленной из сосны, ели или спруса). Если эту формулу преобразовать в соответствии с метрической системой мер, не обращая внимания на размерность, то выглядеть она будет следующим об разом:
где S – площадь паруса, м2; L – длина мачты от заделки в пяртнерсе до топа, м; k – коэффициент, учитывающий размеры судна; / – коэффициент запаса, определяемый конструктивными особенностями судна.
Рекомендации по выбору величин k и f не вполне конкретны. В частности, коэффициент k изменяется в пределах от 1,15 для малых судов до 1,5 для больших (какие суда считать малыми, а какие большими – неизвестно). Коэффициент f составляет 1,5… 2,0 для судов без балласта, при наличии балласта он увеличивается до 3,0 для судов с бермудским вооружением и до 3,5 в случае гафельного паруса.
Понятно, что при столь неопределенных исходных данных формула Чеnелля более применима для пересчета диаметра мачты с прототипа.
О диаметре неподдерживаемой мачты речь идет совершенно неслучайно. Такая мачта в равной степени не раскреплена стоячим такелажем в лю бой плоскости, следовательно, с точки зрения прочности, ее сечение обязательно должно быть круглым. На практике же это вовсе не обязательно. Сечение может быть не только не круглым, более того, форма его бывает переменной по высоте мачты, что зависит от требований к ее изгибу под нагрузкой.
Наиболее простым в изготовлении отверстием в парусе является люверс (рис. 8.14). Обычно для изготовления люверса на парус накладывают медное кольцо и очерчивают его изнуrри, а затем в мякоти паруса вырезают или проплавляют отверстие несколько меньшего диаметра, или делают крестообразный надрез. Затем вновь накладывают кольцо и обшивают его нитка ми, подворачивая ткань вокруг кольца. В изготовленный таким способом люверс для увеличения его износостойкости может быть вставлена, а затем развальцована с помощью матрицы и пуансона медная оковка.
Традиционное оформление угла паруса предполагает заделку круглого коуша в ликтрос паруса, который в этом случае укрепляется двумя бензеля ми, пропущенными через угловой люверс. В шкотовые углы нижних пря мых парусов заделывают так называемую серьгу.
В углах современных парусов может быть заделана стальна я деталь тре угольной формы, два угла которой предназначены для крепления ликтроса, а в третьем углу закреплены шкоты, в случае же прямых парусов – еще и нок-бензели. Некоторые варианты конструкции углов показаны на рис. 8.16. В шкаторины хлопчатобумажных парусов, подверженных растяжению,
вшивались булuни из тонкого растительного или синтетического троса – для регулировки длины шкаторин и профиля паруса.
Более легкие усиления нашиваются в местах прохождения через мякоть паруса сквозь люверсы снастей, используемых при рифлении – слаблиня или риф-штертов (коротких отрезков троса). В литературе встречаются также упоминанияо риф-сезнях – это те же риф-штерты, но плоские и плетеные.
Конструкция парусов в значительной степени подвержена влиянию “моды”, которая периодически меняется вслед за колебаниями ее “научных” обоснований. Применительно к теме следующего раздела уместно вспомнить, что, например, американские шхуны имели грот со свободной нижней шкаториной до 1845 года, а затем нижняя шкаторина была прикреплена к гику. На английских тендерах грот со свободной нижней шкаториной сохранялся на 30-4 0 лет дольше, но потом эта особенность их вооружения была осмеяна как неэффективная и “ненаучная”. “Научные” аргументы против та кого паруса были столь сильны, что грот со свободной нижней шкаториной совершенно исчез в Америке и был почти забыт в Англии. Только в 30-е годы ХХ века этот грот снова стал популярным, так как он был успешно оправдан новыми ” научными” теориями. В наше время обе разновидности грота имеют свои области применения и успешно сосуществуют.
Классический гафельный парус пришнуровывается к подъемному гафелю слаблинем через люверсы. Для его крепления к мачте применяются сегарсы – надетые на мачту и свободно скользящие вдоль нее кольца из дерева (дуба, вяза или ясеня) или пруткового железа, к которым через люверсы привязывается передняя шкаторина. Деревянные сегарсы изготовлялись путем гибки дерева на пару, концы согнутой заготовки затем соединялись. Возможно, такой способ их изготовления сохранился где-нибудь и сейчас.
Расстояние между сегарсами составляет 600… 800 мм. Количество наде тых на мачту сеrарсов несколько превышает число люверсов передней шкаторины паруса. Запасные сеrарсы обязательны на случай поломки сеrарсов, задействованных в работе.
Если гафель неподвижный, парус убирается к мачте, а поэтому его верх няя шкаторина крепится ползунками к установленному на гафеле Т-образному погону. Возможен вариант крепления к гафелю сеrарсами, если устройство топенанта гафеля этому не препятствует. Мачта в любом случае имеет прутковый леер, к которому через люверсы привязывается передняя шкаторина. К гику rафельный парус крепится слаблинем или сеrарсами, в зависимости от способа его уборки, но может иметь и свободную нижнюю шкаторину.
Если на современных судах гафель соединен с мачтой через ползун, перемещаемый вдоль мачты по Т-образному погону, то таким же способом крепится к мачте и передняя шкаторина rафельноrо паруса. Крепление его шкаторин к гику и гафелю в этом случае может быть каким угодно.
Классификация основных снастей бегучего такелажа парусника довольно проста, чего нельзя сказать о самом такелаже.
Фалы служат для подъема парусов. На судах с прямыми парусами фала ми также поднимают подвижные реи. Снасти обратного действия, предназначенные для уборки парусов, называются ниралами. Оправданность существования ниралов может показаться не всегда очевидной. Однако бывает, что парус, предоставленный сам себе при отданном фале, не опускается столь быстро и столь низко к палубе, как этого хотелось бы. Особенно часто сложности с уборкой парусов возникают в сильный ветер. Ниралами также убирают косые паруса, которые не опускаются на палубу при уборке, напри мер, топсели rафельноrо вооружения.
Шкоты предназначены для управления парусами путем перемещения шкотовых углов.
Галсы, или галс-оттяжки, косых (и некоторых других) парусов предназначены для крепления, а иногда и для регулировки высоты галсовых углов. Более точно и коротко можно сказать, что галс осаживает галсовый уrол. К настоящему времени галсы косых парусов остались лишь на стакселях и кливерах, галсовые углы других парусов крепятся иначе.
Галсы нижних прямых парусов оттягивают шкотовые углы одновременно вниз и вперед.
Брасами называются парные, расположенные по каждому борту снасти, которыми осуществляют управление реями прямых парусов (отсюда происходит выражение “брасопить реи”, а также спинакером.
Топенанты поддерживают подвижные части рангоута на необходимой высоте.
Грота-гик помимо грота-гика-шкотов имеет оттяжку, которая используется на полных курсах и препятствует подъему нока. Если оттяжку гика не применять, произойдет скручивание грота, то есть угол атаки грота будет переменным по его высоте. При этом, если нижняя часть грота будет работать нормально, то у верхней части грота переднюю шкаторину станет задувать поток воздуха с подветра. Если подобрать грот, чтобы хорошо работала его верхняя часть, окажется перебранной его нижняя часть.
Некоторые варианты проводки грота-гика-шкотов показаны на рис. 9.3 , а приме- ры исполнения оттяжки грота-гика приведены на рис. 9.4 . Оттяжка гика также может быть сделана в виде длинного стального талрепа. В этом случае на ее средней (соединительной) части устанавливается достаточно большой и удобный маховик для регулировки ее длины.
Настройка грота предполагает не только его правильную установку в соответствии с курсом. Существуют возможности регулировать его полноту натяжением шкаторин, прикрепленных к рангоуту. Требуемое натяжение передней шкаторины достигается потравливанием или подбиранием фала, нижняя шкаторина натягивается или ослабляется перемещением по гику шкотового угла с помощью устройства, Рис. 9.9 (на этом рисунке представлена оснастка для взятия рифов).
Иногда применяется специальное средство для натяжения передней шкаторины грота и придания парусу более плоской формы – оттяжка Каннингэма, которая проводится через дополнительный кренгельс, расположенный немного выше галсового угла (рис. 9.5 ).
Грота-гик обязательно имеет завал-тали, применяемые на курсах, близ ких к фордевинду, на волнении. В этих условиях яхта рыскает, и завал-тали исключают возможность перекидывания гика с одного борта на другой. Не запланированный поворот фордевинд очень опасен. Можно поломать гик о бакштаг, можно порвать бакштаг гиком, а там на очереди и поломка мачты.
Завал-тали необязательны толь1<0 в одном случае: если оттяжка грота-гика крепится в районе вант-путенсов.
Дирик-фал обычно определяется как снасть, служащая для подъема и поддержания нока подъемного гафеля, но, как можно судить по рис. 9.lО. Варианты проводки дирик-фала зависят от размеров судна, но во всех случаях создаваемую им нагрузку распределяют с нока по длине гафеля. Это делается в том числе с помощью одного или двух шпрюйтов – стальных тросов, концы которых закреплены на гафеле.
Гафель-гардель крепится к пяте подъемного гафеля и обтягивает переднюю шкаторину паруса. Гафель-гардель всегда основана талями, число лопарей которых определяется площадью паруса. Эту снасть можно заметить на том же рис. 9.10.
Неподвижный гафель поддерживается топенантом
Гафель приводит к необходимости иметь два гика-топенанта. Правый и левый топенанты гика гафельного паруса проводятся симметрично по обеим сторонам рангоута. Работает только наветренный топенант.
Но неудобство работы с двум я топенантами гика может быть частично сглажено некоторым, не совсем очевидным достоинством. В случае, если то пенанты соединяются с гиком посредством нескольких шпрюйтов (как было показано на рис. 4.1 в главе 4), убранный парус оказывается уложенным под тяжестью гафеля между шпрюйтами обоих топенантов, и его полотнище не раздувается ветром.
Блоки, через которые проходят топенанты, крепятся на мелких судах у топа мачты, на крупных – у лонго-салингов, но понятно, что во всех случа ях выше точки упора в мачту пяты гафеля.
Поделиться
Главная страница » Парус рангоут такелаж