Лодки и море на картинах И. К. Айвазовского - Каноэ каяк лодка

Иван Константинович Айвазовский, великий русский маринист.

 (1817—1900г.)

лодки и море

И.К. Айвазовский. Автопортер. 1874г.
И.К. Айвазовский. Автопортер. 1874г.
Автопортрет И.К. Айвазовский в детстве, 1887г.
Автопортрет И. К. Айвазовский в детстве, 1887г. Феодосийская картинная галерея им. Айвазовского, Феодосия.

Ованнес (Иван) Константинович Айвазовский родился в семье армянского купца 17 (29) июля 1817 года в городе Феодосия (Крым). Мальчик рос очень талантливым. Много писал с натуры, занимался копированием гравюр, сам научился играть на скрипке. Наталья Нарышкина, супруга таврического губернатора, оказывала покровительство юному таланту. Она способствовала зачислению 14-ти летнего Ованеса в Императорскую академию художеств несмотря на то, что он был младше возраста зачисления. Нарышкина отправила Президенту Академии Оленину письмо с вложенным в него рисунком мальчика. Просмотрев рисунок, Оленин сразу зачислил юное дарование в Императорскую академию художеств.

Учеба. Взлеты и падения юного дарования.

В 1833 году будущий великий художники начал учиться в Академии, в Петербурге.

Вскоре юный Айвазовский получил в наставники французского художника-мариниста Филиппа Таннера, которого пригласил в Северную столицу император Николай I.

В 1836 году юный Айвазовский представил свои картины на Академической выставке, где одна из его работ получила серебряную медаль. Выставлялся там и Таннер, его учитель.  В «Художественная газета» появилась хвалебная статья о молодом начинающем  живописце. Это вызвало взрыв негодования и зависть у Таннера. Учитель Айвазовского пожаловался императору Николаю I на своего ученика, проявившего непочтение к своему наставнику.

Император распорядился более не выставлять картины Айвазовского на выставке. Художнику угрожало крушение так и не начавшейся карьеры. Тщетно за него подавали прошения президент Академии Оленин, Крылов и Жуковский.

Однако, вскоре император смог лично увидеть картины Айвазовского, был потрясен талантом юноши, распорядился выдать ему за работу вознаграждение. Кроме того, Айвазовский был удостоен чести сопровождать сына Императора, Константина, в экспедицию по Балтийскому морю, где юноши  получили знания и практические навыки в области парусного флота.

В этот же период у Айвазовского появился новый наставник – художнику Александр Зауервейд, который был мастером батальной живописи.

Вид на Москву с Воробьёвых гор
Вид на Москву с Воробьёвых гор, 1848г., Государственный Русский музей, Санкт-Петербург.

Двадцатилетний выпускник Академии.

лодки и море на картинах Айвазовского
Буря на море ночью 1849г., Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник «Павловск», Павловск.

Императорская академия художеств очень ценила и поддерживала своих талантливых выпускников. Распространенной практикой было отправлять своих наиболее выдающихся учеников за границу в Италию или Францию. В XVIII веке Академия оплачивала пребывание медалистов в Европе на стажировке в течении трех лет, а позднее – в течении шести лет. Так, получив в 1837 году Большую золотую медаль Академии, Айвазовский побывал  в Крыму и Европе. Надо сказать, Айвазовский стал выпускником Академии в возрасте 20 лет, что на два года раньше положенного срока, поскольку преподаватели решили, что Айвазовский уже овладел к этому возрасту всеми необходимыми знаниями.

Юный Айвазовский путешествует и вырабатывает свой собственный стиль.

Живя в Италии и путешествуя по Европе в 1840-1844 годах, молодой мастер совершенствовал свое искусство. В эти годы он выработал свой собственный стиль, разрабатывал свою уникальную технику. Финансового благополучия все не наступало, поскольку Айвазовский поддерживал мать и посылал ей в Феодосию часть своего пенсиона.

Буря на Ледовитом океане, 1864г
Буря на Ледовитом океане, 1864г., Феодосийская картинная галерея, Феодосия.

Успешная карьера Айвазовского.

Башня. Кораблекрушение, 1847г
Башня. Кораблекрушение, 1847г., Национальная галерея Армении, Ереван.

Айвазовский представил свои картины, написанные в Италии, на выставке в Риме. Это событие не осталось незамеченным в профессиональных кругах и художник получил хвалебные отзывы. Далее были поездки по Швейцарии, Германии, Франции и Англии.

На родине художника ждал большой успех. Ему было присвоено звание академика, а также он был причислен к Главному морскому штабу в качестве художника с правом ношения мундира Морского министерства.  

В дальнейшие годы Айвазовскому сопутствовал успех. В 1845 году художник побывал у берегов Малой Азии и на греческих островах в составе Русского географического общества. В конце 1860-х годов Айвазовский предпринял длительное путешествие на Кавказ.

 

Мечта жить и работать в родной Феодосии.

Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент
Георгиевский монастырь. Мыс Фиолент, 1846г., Феодосийская картинная галерея, Феодосия.

Путешествуя по миру, Айвазовский всегда мечтал жить и работать в своем родном городе – Феодосии. Заработав финансовое благополучие, художник приобрел участок в родной Феодосии и выстроил на нем дом, в стиле итальянских палаццо. Дом художника распахнул двери для всех гостей – почитателей его творчества. В последствии дом стал частным музеем. Сегодня это здание Феодосийской национальной картинной галереи им. Айвазовского. Художник приложил много  усилий для процветания родной Феодосии. Он основал там художественную школу, где сам же и преподавал, картинную галерею, музей древности, построил железную дорогу и даже проложил водопровод, запитав его из собственного источника.

Айвазовский был удостоен многих почетных званий.

Айвазовский при жизни был удостоен многих почетных званий, осыпан почестями. Он стал профессором художественной Академии Петербурга, живописцем главного морского штаба России, художник был награждён многими орденами и получил чин действительного тайного советника (II класс табели о рангах), что соответствовало званию адмирала. В 1864 году ему было пожаловано потомственное дворянство.

Айвазовский был крайне работоспособным, работал даже в день своей смерти, а за всю свою жизнь написал более  6000 полотен.

лодки и море на картинах Айвазовского
Закат на море, 1886г., Костромской государственный объединенный художественный музей, Кострома.

Море на картинах Айвазовского.

лодки и море на картинах Айвазовского
Девятый вал, 1850г., Русский музей, Санкт-Петербург.

Айвазовский является безусловно талантливейшим представителем так называемых маринистов. Такое направление в живописи было особенно популярно начиная с XVII века. Но только Айвазовский смог наделить непокорную стихию живой душой, передать весь эмоциональный накал бушующих страстей. Море является главным действующим лицом на его картинах, грозным и могучим, зовущим к отваге, подвигу.

Главные поэтически образы.

На многих картинах Айвазовского главным поэтическим образом является лодка, борющаяся со стихией. Лодка, уцелевшая во время шторма, служащая жалким убежищем для спасшихся моряков. Утлое суденышко посреди необузданной стихии. Мы как будто слышим яростные порывы ветра, видим вспышки молний, разрезающие ночную мглу. Судьба человека, попавшего во власть стихии непредсказуема. Все это потрясает наше воображение, дает нам почувствовать яркий необычный талант Айвазовского.

лодки и море на картинах Айвазовского
Бурное море, 1860г., частное собрание.

Пушкин на картинах Айвазовского.

Завидую тебе, питомец моря смелый,
Под сенью парусов и в бурях поседелый!
Спокойной пристани давно ли ты достиг —
Давно ли тишины вкусил отрадный миг —
И вновь тебя зовут заманчивые волны.
Дай руку — в нас сердца единой страстью полны.
Для неба дального, для отдаленных стран
Оставим берега Европы обветшалой;
Ищу стихий других, земли жилец усталый;
Приветствую тебя, свободный океан.

А.С. Пушкин

Художник редко изменял своему любимому мотиву – морской стихии, которая безжалостна к людям, испытывает их на прочность, отнимает надежду на спасение. И только Александр Сергеевич Пушкин, в поэзии которого, художник ни раз искал вдохновения, выглядит на его картинах как равный великой стихии, беседующий с ней на равных.

лодки и море на картинах Айвазовского
А.С. Пушкин на берегу Черного моря, 1897г.

 

Прощай, свободная стихия!
В последний раз передо мной
Ты катишь волны голубые
И блещешь гордою красой.

А.С. Пушкин.

Лунные поэтические пейзажи.

Море предстает перед нами и на других полотнах Айвазовского: пламенеющие восходы и закаты солнца, загадочность лунных поэтических ночей. Все это остается в памяти зрителя надолго.  

лодки и море на картинах Айвазовского
Заход солнца на море 1866

Смерть великого художника.

Умер Айвазовский внезапно, во сне, в возрасте 82 лет, оставив после себя четырех дочерей и множество внуков.

Проститься с ним на улицы вышел весь город.

лодки и море на картинах Айвазовского
Закат 1866г., частная коллекция.

Лодки и море на картинах других художников.

Лодки в пейзажах И.И. Левитана

Исаак Левитан Лодки в пейзажах Исаака Левитана, русского художника, мастера пейзажного жанра. (1860-1900гг.) Исаак Левитан. Автопортрет 1880г. Вся жизнь, все творчество Левитана прошли над любимой им страной, над ее природой благотворным дождем, после него над русским пейзажем воссияла чудесная радуга,

Читать полностью »

Лодки на картинах Винсента Ван Гога.

Лодки на картинах Винсента Ван Гога Лодки на картинах Винсента Ван Гога – нидерландского художника – постимпрессиониста (1853 — 1890) Лодки на картинах Винсент Ван Гога мы можем наблюдать достаточно часто. «Рыбацкие лодки, разбросанные по побережью, напоминают мне разноцветные цветы,

Читать полностью »
Лодки в живописи

Лодки в живописи Оскара Клода Моне. Морские пейзажи.

Лодки в живописи французского художника Оскара Клода Моне. Морские пейзажи. Лодки в живописи Клода Моне составляют огромную часть в его творческом наследии.   “Моне – это всего лишь глаз, но, бог мой, зато какой!” Поль Сезанн. Моне прожил 86 лет,

Читать полностью »