Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » Малое судостроение у басков. Часть 2
Станислав Широков
В первой части мы обсудили истоки происхождения традиции судоходства у басков. Обсудили также одну из гипотез происхождения местного, локального для эстуария и открытых вод Бискайского залива типа судов и даже рассмотрели альтернативную версию появления обшивки «в нахлёст», логику, которой руководствовался корабел, и генезис самой технологии от бревенчатых лодок к «насадам». Конечно, каждый из авторов той или иной гипотезы старается быть объективен. Но нельзя полностью отвергать степень предвзятости даже у авторитетов. Тем более, при отсутствии четкой археологии следует признать, что все теории относительно эволюции тех или иных форм и способов в судостроении бронзового и раннего железного века являются на данный момент спекулятивными.
Относительно традиций баскского судостроения надо еще раз усвоить, что они не являлись чем-то обособленным и замкнутым. Сами баски в их узком историографическом плане представляют, если ссылаться на римских авторов, племя или группу племен лишь одной из областей. И, в свою очередь, связаны с такими народностями как аквитаны и кантабрии (то есть общались на родственных языках на момент прихода и фиксации их древностей римскими авторами). И в этом смысле единственными носителями языка, восходившего к общему праязык, на данный момент являются исключительно баски Испании и атлантического юга Франции. То есть, всё же, говоря о традициях судоходства и кораблестроения, следует говорить обо всех племенах и народностях, населявших побережье Бискайского залива (аквитанах и кантабриях, с границами расселения до р. Гаррона) как объединенной воедино. И именно поэтому, для простоты понимания, мы объединили эти группы в одно понятие «коллективных басков».
Также важно понимать, что, учитывая факт экспансии кельтов (галлов), которая постепенно начинается со второго тысячелетия до н.э., задолго до появления римлян, мы можем отметить несколько ключевых моментов:
– кельты севера могли бы привнести морские традиции (традиции Балтийского судостроения и судостроения Северного моря), но прямого контакта с “коллективными басками” у них не состоялось;
– кельты в полосе контакта с ранними народностями побережья Бискайского залива не были мореходами: им были знакомы реки и озера, по которым они в сущности и двигались, но открытого моря они не знали;
– кельты в своем стремлении на запад вполне могли подчинить и ассимилировать раннее население еще более северной части побережья Бискайского залива. И, скорее всего, так и произошло, так как эти места не были пустынны к появлению на них первых представителей латенской (кельтской) культуры. Это касается районов земель Луары (Бордо) и выше, вплоть до Ла-Манша и Бретани (Ла Рошель и выше). Вполне вероятно, что в процессе покорения этих земель кельты вступили в контакт со сложившимися традициями и опытом “общения” с открытым морем (Атлантическим океаном) тех, кто на этих землях уже обитал минимум 3 – 2 тысячелетия до них.
То есть ареал распространения нашей темы, как может видеть читатель, достаточно обширен, и не очерчен исключительно несколькими портами современных Страны Басков Испании и Франции. Конечно, сложно что-либо утверждать однозначно, но сам факт населения берегов обязывает эти популяции контактировать с «большой водой». На начальном этапе самостоятельно. Позже – обмениваясь опытом с вынужденными соседями (в данном случае, кельтами). Которые ранее, по сути, были достаточно агрессивными завоевателями, навязывающими свое мировоззрение и стереотипы. В культурной сфере было перенято достаточно много, что свойственно ситуации, в которой одни народы подчиняются другим. При этом победители не обязательно навязывают свои технологии, ибо это ценный ресурс, которым они склонны обладать сами, если эти технологии имеет пользу.
Факт достаточно раннего контакта с Римом (особенно в местах впадения рек: напомним, что именно Бордо на Луаре стал центром судостроительства (или только основной базой – на это нет единого мнения у историков) кораблей для войны Цезаря с венетами) также говорит о «досрочном» доступе к технологиям, но уже другой цивилизации. Где также происходило взаимное обогащение. Но экспансия римлян уже носила иной характер. Возможно, из-за ограничения в людском ресурсе.
Если продолжать говорить конкретнее про малое судостроение басков, то надо отметить тот факт, что, по сути, до наших дней дошёл один тип лодки (“чалупа”), который отличается по подвидовой типологии лишь размерами, количеством банок и, в некоторых случаях, пропорциями. Все это коррелирует с их спецификой в области рыбной ловли, что, в свою очередь, сказывается на их отдельных названиях. Но общие обводы лодок и соотношения – неизменны. Также, по археологическим данным, мы можем с уверенностью констатировать, что значительных изменений не прослеживается с 16 века н.э.
На иллюстрациях показаны полумодели основных типов лодок – от меньшей к большей. Из приведенного явно следует: меняются лишь размеры и в незначительной степени – пропорции:
Более того, как мы уже убедились ранее, строить в обсуждаемом регионе лодки одного вида, изменяя лишь их размер – практика, которую мы уверенно фиксируем не позже 12 века н.э. А если руководствоваться гипотезой, высказанной также в первой части этой работы, то наблюдается преемственность форм этих судов с времен галльского и римского присутствия.
Лишь незначительные детальные изменения (в вопросах обводов, прежде всего, линии планширя, и формы штевней) затронули эти лодки. Технически же в середине 16 века наблюдается переход от кликерной обшивки к обшивке гладкой, в стык. Надо отметить, что археологически и иконографически до этого времени нет подтверждений корпусам с обшивкой вгладь вплоть до 15 века. Но историками допускается, что вариант обшивки, где нижний пояс под КВЛ исполнялся гладким, а верхний – клинкером, существовал еще с римских времен, и активно практиковался именно в малом судостроении. Также надо отметить, что малое судостроение выделилось в отдельную ветвь и, видимо, инкапсулировало в себе все ранние традиции примерно с 14 века, когда в Бискайском заливе появились когги. Баски называли тип этого судна «кока» (coca; хотя, следует отметить, что штевень оставался «привычным» и отличался от балтийских судов), и, следуя тосканским хроникам 1304 года в написании Джиованни Виллани, представили этот тип судов на Средиземном море.
Примерно в то же время внедряется навесной руль. Столетием позже первые китобои выходят в океан на судах большого тоннажа, и служат базой для китобойных лодок. На этом этапе мы четко видим разделение судостроительных традиций: малые суда практически повторяют лодки раннего средневековья (и более ранних периодов времени). Большие же корабли становятся подвержены общим европейским трендам.
Здесь важно будет сказать пару слов о «народном» отношении баскских корабелов к двум типам обшивки, когда они обсуждают плюсы и минусы. Эта информация собиралась местными историками-этнографами путём бесед с лодочными корабелами, мастерами и рыбаками (в работе Xabier Agote, “Gure Isasontziak”). Суммарно, вот какие ответы звучали:
Гладкая обшивка лодки, плюсы: крепкий корпус; позволяет строить лодки сложных форм; создает меньшее сопротивления при гребле; позволяет строить лодки из сухого леса (но это как плюс, так и минус), так как намокая такая обшивка разбухает и обеспечивает защиту от протекания. Минусы: лодка требует навыков строительства: закладки штевней, киля, шпангоутов; условия хранения в межсезонье гораздо требовательнее, чем в корпусах с обшивкой «в нахлёст»; нельзя, в то же время, пересушивать корпуса.
Клинкер, плюсы: легкий корпус, позволяет выбирать доски меньшего профиля; позволяет строить лодку килем вверх, без закладки (набора); позволяет строить лодки из мокрого леса; позволяет хранить лодки на берегу (на земле) и не заботиться о повреждениях, когда вытаскиваешь лодку из воды. Минус: такая лодка при движении создает турбулентность, уменьшает скорость при гребле и, что более важно – позволяет «жертве» слышать о приближении «охотника».
Думаю, именно на этом этапе будет логично перейти к истории лодок типа «вельбот». Факт прямой преемственности вельбота от баскских лодок для охоты и добычи китов (по-баскски – «бале чалупа» или bale txalupa) – факт который не признан окончательно только в США. Этот факт стал общепринятым благодаря находке крупного китобоя «Сан Хуан» (1565 года) в бухте Рэд Бэй (современная Канада, Лабрадор, Нью-Фаундленд).
Как выяснилось, китобой был баскским, что не удивительно, потому что этот вид промысла являлся основным именно у басков, если сравнивать их с другими народностями Европы. Судно затонуло у берега и не подверглось серьезному разрушению, что позволило его досконально изучить. Рядом с ним были извлечены из воды несколько лодок. Все они были одинаковы и напоминали изображения с барельефов церквей, изображавших охоту на китов.
Линии обводов характерны для всех малых судов басков: линия планширя с постепенным подъемом от миделя к форштевню, невысоко поднятая корма, из-за чего вертикальная линия носа выше линии кормы в проекции бока. Надо отметить, что исторически прогиб в линии планширя уменьшался с понижением высоты носа; но, что немаловажно, различие в соотношении высот носа и кормы отмечаются на всем протяжении истории малых судов Бискайского залива.
Длина лодки составляет 8 метров, ширина – 2 метра. Предназначалась лодка для экипажа из 6 человек (включая гарпунёра) и капитана (patron). Гребцы могли располагаться на каждой банке и грести парно. Или через банку, работая веслами по распашному типу. Но уключинами (вертикальный штырь на плоском усилении весла, куда сплетенной петлёй сажались весла) оснащалась каждая банка попарно. Это интересный момент, который стоит отметить.
Гребля является национальным видом спорта, о чём мы обязательно поговорим в связи с двумя другими подвидами лодок, “баттелику” и “трайнеруа”. Причём заплывы происходят в открытом море, в заливах или в эстуариях и, порой, в достаточно неспокойных условиях, где работа вёслами необходима не только как инструмент превосходства над соперником, но и способ оставить лодку на плаву и преодолеть волну. Там мы можем видеть, что традиции распашной гребли доминируют, независимо от длины лодки. Что характерно, при ходе на вёслах рабочие лодки при достаточном количестве экипажа также переходят на распашной тип. Парная гребля – скорее исключение. Конечно, данный факт зависит от ширины лодки, но усилия одного человека на одном весле превалируют над греблей двумя вёслами одновременно.
Ровный киль и умеренная килеватость в корпусе. Нос и корма – острые в полушироте. Корпус наборный: на киле, соединен с фор- и ахтерштевнями; с флорами и топ-тимберсами боковых ребер шпангоутов. Расстояния между шпангоутами 70 см. В местах кривизны – 50 см. Штевни закругленные, традиционные для баскских корабелов. Вдоль правого и левого борта проходит привальный брус, на котором покоятся гребные банки, сшитые с бортами висячими кницами. Наличие палубы предполагается гипотетически. По бортам проходит массивный планширь, который накрывает собой кромку обшивки, но не верхушки шпангоутов.
Ют и бак имеют короткие палубы; на полубаке – невысокий фальшборт с двумя полукнехтами (справа и слева). Стоит заметить, что на всех баскских лодках этот элемент дельных вещей присутствует, независимо от размера лодки. Даже на гоночных лодках он также имеется, но перенесен на борт, в горизонтальное положение и используется как опора весла для загребного при поворотах оверштаг. Лодка оснащена двумя мачтами.
Степсы на полубаке и на миделе представляют собой штуки массивного дерева с квадратным вырезом для пятки мачты, связанные с килем. Пяртнерсы различны: на баке – это круглое отверстие с усиливающим бимсом за ним; в миделе – квадратная реечная рама колодца, мачта в котором фиксируется набором клиньев. Трудно сказать, за что фиксировалась веревка гарпуна или крюка. Возможно, за выступающий штевень кормы, что вызывает ряд сомнений. Следует предположить, что все же имелся упор (кнехт) для троса гарпуна, но часть полуюта с дельными вещами не уцелела.
Из того, что стало ясно в результате археологического изучения останков лодок и их реконструкции можно констатировать, что технологическая последовательность и методы постройки лодок басков практически не изменились за прошедшие пять столетий. Позже мы вернемся к этой теме и более подробно рассмотрим технологию строительства на примере лодки “баттела”. Для заключения же в вопросе эволюции и происхождения лодки – китобоя (“вельбота”) от баскской “китовой лодки” хотим, помимо внешних мотивов, обратить внимание на, возможно, наиболее важный ряд следующих особенностей:
– нижние ряды обшивки выполнены «в гладь», два же верхних ряда выполнены массивными досками «клинкером». Именно такую особенность мы находим в более поздних американских лодках – китобоях.
– рулевое весло (потесь), расположенное на корме. При ходе на вёслах традиционно баскские лодки управляются исключительно таким веслом, которое имеет название “весло патрона”. При ходе на парусах вешается руль. Точно такая же особенность перекочевала в американские “вельботы”.
Из всего вышесказанного однозначно следует, что именно баскские “бале чалупа” легли в основу всех последующих вариантов лодок для охоты на китов («вельбот» в переводе – «китовая лодка»), исключая только те, что “подражали” китобоям лишь названием (к примеру, класс 27 и 25 футовых (британских) “веллеров” 20 века). Как поздние американские варианты лодок, так и самый поздний вариант эволюции вельбота – гоночная и рабочая лодка с Азорских островов – прямые потомки «чалуп» Страны Басков.
Дополнение:
Изображения «чалупы» из Рэд-Бэя и постепенное развитие форм вельбота из формы 16 века к современным вариантам американских вельботов, из различных источников по истории кораблестроения. Поражает, насколько старательно были повторены не только общие концептуальные элементы лодки, но и наличие “дельных вещей” её вооружения.
Подпишись на новости сайта!
смотре этапы как зачарованный странник ! 5 звезд однозначно
Совершенно с вами согласен. И ЧПУ фрезер и вакуумный пресс имеется. Надо просто добавить в список оборудования, займусь на днях
современная столярка без фрезера ЧПУ - уже не вариант, особенно судовая. Время очень дорого стоит, особенно если строишь на арендованных…
Ценители красивых быстрых лодок обязательно найдутся!)
Приветствую!Интересуюсь байдарками
Главная страница » Статьи “Мелкие суда” » Малое судостроение у басков. Часть 2