Записная книжка

История

Интересно, что представляли из себя суда допетровской эпохи. Из различных источников известно, что суда имели относительно небольшие размеры. Это обусловлено тем, что передвигаться им необходимо по рекам, а порой и тащить по переволокам между водными путями. Достаточно вспомнить древний путь из «варяг в греки». Русские ладьи, как правило, состояли из однодеревного днища. Борта такого судна в случае морского плавания могли быть увеличены за счет набойных досок. Такие лодьи назывались «насадами», или «набойными». Для повышения непотопляемости борта ладей опоясывали тростниковыми поясами. При этом, русские лодьи были достаточно устойчивыми и маневренными.  Вот что писал английский мореплаватель Барроу  в 1556 году: «Плывя по ветру, все ладьи опережали нас. Впрочем, согласно своему обещанию, Гавриил и его друг часто приспускали свои паруса и поджидали нас». Историк русского флота Ф.Ф. Веселаго пишет: «О военно-торговых кораблях древних новгородцах только в старинных наших былинах сохранились немногие сведения, из которых видно, что образцом для новгородцев служили суда скандинавов, славившиеся своим и боевыми и морскими качествами. Коч ДежневаНа северном нашем поморье использовались кочи – большие палубные суда (о 40 до 90 футов длины) и суда меньшие их – шитики, имевшие однодеревные днища и бортовые доски, пришитые (отсюда и шитики) ивовыми ветвями. Паруса и такелаж на этих судах делались из оленьих кож, а якоря были деревянные с привязанными к ним камнями. Кроме того, на северном поморье были и другие виды судов, старинные русские и заимствованные у иностранцев, как например, ладьи, карбасы, бусы, шняки.

На Каспийском море, по свидетельству одного моряка петровского времени, в старину плавали суда, называемые бусами, которые «строились из брусьев с перерубами, как избы». По внутренним рекам древней Руси, как например, по Волге и Шексне, ходили большие торговые суда, которые могли средним числом, проходить против течения в сутки около 13 верст.