Русские парусники в книге "Убранство русских кораблей" Т.М.Матвеева

Русские парусники

Убранство русских кораблей. Т.М. Матвеева.

русские парусники

Русские парусники

Впервые в отечественной и зарубежной литературе рассматривается история развития пластического убранства русских кораблей XVIII – первой половины XIX вв. Материалом для исследования послужили документы, хранящиеся в Центральном архиве Военно-Морского Флота СССР, архивах Древних актов и Министерства иностранных дел. Книга иллюстрирована строительными чертежами судов, цветными фотографиями моделей, гравюрами и предназначена для широкого круга читателей, интересующихся историей отечественного флота и русского искусства.

– доступно только для зарегистрированных пользователей

Книга посвящена убранству русских морских судов XVIII – первой половины XIX вв.  Это самостоятельный и законченный период в истории русского судостроения от основания Петром 1 регулярного военно-морского флота до Крымской войны 1853 – 1855 гг., положившей конец строительству деревянных парусных кораблей.

Русские парусники указанной эпохи, по роскоши отделки, порой не уступавшие дворцам, не сохранились до нашего времени в отличие от памятников архитектуры. После 15 – 30 лет службы корабли ветшали, теряли свои мореходные качества и в большинстве случаев кончали свой путь на верфи, где их разбирали корабельные плотники. О внешнем облике кораблей мы можем судить по картинам и гравюрам современников, которые изображали их то на фоне величавой глади Невы, то в морских баталиях.

Рассматривая эти изображения, можно заметить, что силуэты многих судов изящны и выразительны, пропорции тонко выверены, декоративные композиции исполнены с большим мастерством и фантазией.  Несомненно, пластическое убранство кораблей может быть отнесено к забытому ныне виду декоративно-прикладного искусства.

Однако картины не содержат достаточно подробных сведений о корабельной архитектуре, поскольку ракурсы судов, детали их отделки подчинены общей композиции, передаче определенного действия, колорита и световоздушной среды.  В книге приведены репродукции картин для того, чтобы читатель прочувствовал всю архитектуру судна в целом, его объемно-пространственное построение, рангоут, такелаж, а также увидел жизнь корабля в парадах и сражениях, в дальних плаваниях и смотрах. Наиболее достоверным источником сведений о корабельной архитектуре являются модели и строительные чертежи, которые делали мастера во время постройки судов.  Редкая по полноте коллекция моделей хранится в Центральном военно-морском музее в Ленинграде.  Большое количество уникальных чертежей собрано в Центральном государственном архиве Военно-Морского Флота СССР.

Из множества вопросов, связанных с корабельной архитектурой, автор выделяет лишь пластическое убранство, поэтому в книге приведены не только изображения судов в целом, но и те фрагменты корпусов, которые подвергались скульптурной обработке. На снимках общим планом отдельные детали отделки часто теряются. Большинство иллюстраций публикуется впервые. Они помогут проследить изменение скульптурного декора русских судов, основные направления его развития, смену сюжетов и способов отделки на протяжении полутора веков.

Читатель сможет наглядно убедиться в своеобразии процесса проникновения художественного стиля в корабельную пластику и вместе с тем почувствовать ее единство с изобразительным искусством страны.

Материалом для написания книги послужили помимо иконографических источников (моделей, чертежей, гравюр и картин) архивные документы и сведения, почерпнутые из книг, посвященных истории судостроения и флота. 

Парусное судостроение имело очень сложную и запутанную терминологию.  Исторически сложилось так, что среди кораблестроителей установилась в основном английская терминология, среди строевых моряков – голландская.  При переводе на русский язык появлялись новые варианты терминов из-за различной транскрипции иностранных слов.  В работе использована терминология, которую употребляли корабельные мастера в первой половине XIX в.  в чертежах и деловой переписке.

банер каяк